Плата за дурь

Русский бизнес
Москва, 08.12.2008
«Эксперт» №48 (637)
Законопроект по созданию новой госкомпании предполагает передачу значительной части сети федеральных автодорог под ее управление. Проезд по таким трассам сделают платным. В условиях финансового кризиса в обозримой перспективе ожидаемого эффекта от этого точно не будет

Опережающее развитие инфраструктуры необходимо для реализации масштабных экономических инициатив. Локомотивом роста экономики чаще всего выступает транспорт, обеспечивающий растущие потребности промышленности в грузоперевозках и мобильность населения. Включение страны в международное разделение труда, бурный рост промышленности привели к тому, что сегодня автомобильные дороги обеспечивают 83% грузоперевозок, 61% пассажироперевозок в стране. Автотранспорт отодвинул на второй план железнодорожные перевозки импортных грузов из морских портов, обеспечив около 60% от их объема.

Однако сегодня текущая ситуация в автодорожной инфраструктуре выглядит удручающе. Из-за плохих дорог Россия теряет до 6% ВВП (около 1,6 трлн рублей) ежегодно, при этом плотность автодорог в нашей стране в четыре раза ниже, чем в странах Западной Европы. По данным общественной организации «Деловая Россия», 62,2% автодорог РФ не соответствуют нормативным транспортным требованиям. Неразвитость дорожной инфраструктуры объясняется тем, что, как отмечает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, еще десятилетие назад автомобильный транспорт рассматривался в основном как средство для местного сообщения, а главная нагрузка ложилась на железные дороги. В основе транспортного каркаса России лежит сеть железных дорог преимущественно радиальной структуры. В то же время сеть федеральных автомобильных трасс еще не сформирована. Сегодня количество легковых автомобилей составляет 188 штук на 1000 жителей, причем в ряде крупных городов этот показатель достиг уровня развитых зарубежных стран. Повышение благосостояния населения привело к отставанию в развитии дорожной сети от автомобилизации. Темпы прироста протяженности автомобильных дорог страны в пять раз ниже темпов увеличения количества машин у населения. Общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тыс. км при потребности в 1,5 млн км, то есть отстает в 1,7 раза. Плохая дорожная инфраструктура ведет к тому, что сегодня транспортная составляющая в себестоимости продукции достигает 12–15% против 7–8% в развитых странах, а средняя скорость перемещения грузов по стране — 200–300 км/день, тогда как в Европе этот показатель равен 1000 км/день. В Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах, в других крупных городах проблемы инфраструктуры привели трафик практически к полной остановке.

Проблемы возникают не только со скоростью доставки, но и с экологией, безопасностью жизни населения крупных городов. Первый заместитель генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова полагает, что ситуация грозит превратиться в кризисную. По ее мнению, «помимо снижения конкурентоспособности отечественной экономики будут сохраняться высокий уровень ее энергоемкости по причине значительного удельного расхода топлива автотранспортом, а также низкий внутрирегиональный уровень мобильности рабочей силы и ограничения на развитие производственных связей предприятий. По наши

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (637) 8 декабря 2008
    Теракты в Индии
    Содержание:
    Не успели помирить

    Дерзкие теракты в Мумбаи накалили отношения между давними врагами — Индией и Пакистаном. Удастся ли избежать вооруженного конфликта, теперь зависит от способности индийских властей удержать под контролем внутриполитическую ситуацию

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама