Посоветуйтесь с нами

Русский бизнес
«Эксперт» №48 (637) 8 декабря 2008

На прошлой неделе в Москве прошла презентация новой компании ЗАО «Русагротранс» (РАТ), которая будет специализироваться на перевозках зерна. Свою работу перевозчик начнет с января 2009 года. Соучредителями являются ОАО «Первая грузовая компания» (51%) и ООО «Рустранском» (49%), принадлежащие ОАО РЖД. Они передают дочерней структуре 7997 вагонов-зерновозов и вкладывают в ее развитие 3,68 млрд рублей. В основном инвестиции РАТ потребуются для приобретения нового подвижного состава и строительства элеваторов.

РАТ намерен создать новую схему перевозок на зерновом рынке. Вместо существующей системы повагонной отправки грузов планируется перейти на так называемые маршрутные перевозки. «Целью компании является не только увеличение вагонного парка, что при отсутствии развитой инфраструктуры может вызывать его простой, — поясняет генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов. — Речь идет о реализации целого ряда инвестиционных программ, которые приведут к постепенной переориентации объема зерновых грузов с повагонных отправок на перевозки полносоставными маршрутными поездами». Формирование таких маршрутных поездов по 50–75 вагонов позволит «Русагротрансу» сократить оборот вагонов почти в два раза, тем самым снизив напряженность на наиболее перегруженных участках железнодорожной сети и уменьшив расходы на ремонт вагонов и удельные издержки.

На текущий момент недостаток вагонов для перевозки зерна обостряет конкуренцию на рынке сбыта и автоматически ведет к увеличению тарифов. «Сегодня на железнодорожную перевозку уходит от 28 до 45 процентов себестоимости зерна», — замечает вице-президент Российского зернового рынка Александр Корбут. По его словам, если новая перевозочная компания не проявит гибкости в тарифной политике, трейдеры будут находить альтернативные способы перевозки грузов, например с использованием автомобильного транспорта.

«Наша новая стратегия по оптимизации перевозок направлена в конечном итоге на снижение тарифов и общих расходов на перевозку, — говорит Олег Рогачев, первый заместитель генерального директора компании “Русагротранс”. — Но речь идет о некой совокупной ставке в системе выстраиваемого нами единого логистического комплекса. Фактически речь идет о тех перевозках, которые будут включены в наши маршрутные карты». Для того чтобы запустить этот процесс, «Русагротранс» планирует сам построить пять и модернизировать 17 элеваторов. «Дальше мы надеемся, что игроки на рынке будут развивать эту логистическую схему», — говорит г-н Рогачев.

Трейдеры опасаются, что теперь, для того чтобы иметь эффективный экспорт, они должны будут использовать исключительно терминалы РАТ.

«Не стоит рассматривать нас как некоего монстра, который пытается доминировать и предлагает нерыночные продукты, — отвечает генеральный директор “Русагротранса” Константин Засов. — На сегодняшний день очевидно, что тарифы будут напрямую зависеть от эффективности структуры, связанной с отгрузкой зерна. И мы видим, что эти мощнос