Крах и спасение Панамского проекта

Кризисы колониализма
«Эксперт» №1 (640) 29 декабря 2008
Строительство Межамериканского канала оказалось не по силам французскому частному капиталу, но было завершено американским правительством
Крах и спасение Панамского проекта

Слово «Панама» стало нарицательным названием, символом финансовой аферы. Попытка французской акционерной компании в 80-е годы XIX века проложить канал в районе Панамского перешейка обернулась гигантским крахом, лишившим сбережений сотни тысяч рантье.

Финансовый кризис сопровождался громким коррупционным скандалом, который потряс устои Третьей республики. Между тем идея строительства водной артерии, соединяющей Тихий и Атлантический океаны и позволяющей судам избежать длинного пути вокруг Южной Америки, отнюдь не была мошенничеством и прожектерством. Это доказало правительство Соединенных Штатов, которое в начале ХХ века переняло эстафету у французов и благополучно довело дело до конца.

В результате краха панамского проекта на скамье подсудимых во Франции оказались его организаторы, весьма почтенные люди: виконт Фердинанд де Лессепс, до этого с триумфом завершивший строительство еще одного канала — Суэцкого, и инженер Гюстав Эйфель, автор проекта знаменитой башни. Они отнюдь не были отпетыми мошенниками или, по крайней мере, были ими не в большей степени, чем современные инвестиционные банкиры, наводнившие рынок рискованными ипотечными бумагами. Факт присвоения средств вкладчиков менеджерами Всеобщей компании Панамского канала судом доказан не был. Напротив, в махинации они пустились, чтобы не допустить краха компании.

Де Лессепс и компания изначально недооценили трудности и риски предприятия, а также объем необходимых инвестиций. Как пишет известный экономист и историк Андрей Аникин в книге «История финансовых потрясений», «если бы не проблема денег, компания, вероятно, достроила бы канал, хотя и с запозданием против объявленных сроков. Предприятие Лессепса погубили не геология, техника и климат — его погубили финансы».

Строительство канала финансировалось не на деньги финансовых тузов и крупных банков, а за счет средств мелких вкладчиков — французских рантье. Чтобы продать свои акции и облигации, компания должна была обещать публике быструю и приемлемую по уровню прибыль на вложенный капитал. Если бы реальная стоимость работ изначально была оценена правильно, возможно, они бы и не начались, поскольку организаторам предприятия просто не удалось бы собрать необходимый стартовый капитал.

Строительство Панамского канала было на тот момент самым масштабным инфраструктурным проектом в истории человечества. Не исключено, что такое колоссальное предприятие с долгим сроком окупаемости в те времена просто не могло быть реализовано на деньги частного капитала. Канал как стратегический для Вашингтона объект был достроен на деньги американского правительства и открыт накануне Первой мировой войны. Правда, и в Америке не обошлось без скандала с коррупционным душком, в котором были замешаны самые могущественные люди страны, однако масштабы его были гораздо более камерными. До начала XXI века зона канала находилась под прямым американским управлением.

С переходом канала от французов к американцам в самом начале XX века связан первый опыт США на ниве национальн