Кризис идет. Прошу встать!

Русский бизнес
Москва, 19.01.2009
«Эксперт» №2 (641)
Рецессия вынуждает всех снижать издержки и думать об эффективности. Некоторые, как компания «Глория Джинс», решают при этом не только тактические, но и стратегические задачи. Рассказывает президент Владимир Мельников

— У нас американцы учат менеджеров, мы уже заплатили за обучение 15 миллионов долларов. Чему учат? Технологии управления. Вот что нам нужно, а не машины только покупать. И если мы за восемь лет профукали производительность труда, инфраструктуру не построили, значит, теперь придется резать по живому.

— Ваша компания всегда была в лидерах по производительности?

— Производительность у нас выше китайской почти в два раза: мы делаем джинсы за 12 минут, а китайцы — за 20. Но у китайцев труд стоит 150 долларов, а у нас до кризиса зарплата была 500 долларов. Поскольку в нашей отрасли высокая трудоемкость, мы все равно были дороже на 30 процентов. Поэтому мы не готовы быть такими богатыми. У американцев, кстати, тоже не все готовы. В GM работа стоит 70 долларов в час, 142 тысячи в год — средняя зарплата у рабочего, это же безумие. У Toyota на заводе в США один час стоит 35 долларов, тоже очень дорого.

— Что вы собираетесь делать с затратами?

— Я уже сделал, у нас 50 миллионов долларов экономии.

— Уволили людей?

— Нет. Прежде всего мы нашли 15 миллионов долларов экономии на производстве в связи с тем, что пошли на снижение зарплат, у нас семь тысяч человек работает. Уволить нам пришлось директора по производству, итальянца. Что было? Продукция стала приходить на склад на месяц позже, а то и на полтора, а директор говорит: часть людей в отпуске. Я его спрашиваю: а вы понимаете, что продукция, которую вы привезли, опоздав на полтора месяца, просто не будет продана? Он отвечает: люди должны отдыхать. Да, люди должны отдыхать, но только когда правильная продукция поставлена в правильное время в правильное место и по правильной цене. Кроме того, он собрал в техотделе не практиков, а теоретиков, они знают, как правильно делать джинсы. И у них было по технологии 14 минут на изделие. Я поставил задачу как минимум на десять процентов сократить это время. Так самое интересное, что при 14 минутах они делали 88 процентов плана, а при 12 минутах сегодня делают 99 процентов.

— Улучшили теорию?

— Теория хоть и важна, но должна проверяться практикой всегда. Кстати, очень опасно думать, что, если добавить себе минут, все будет хорошо. Старый директор хотел увеличить время выпуска до 15 минут, чтобы выполнять норму, и то не смог: люди расслабились, и они понять не могли, что у них вообще происходит. Потока нет. Но если поток не сделан правильно, его и не будет. Так вот, если раньше минута у нас стоила 3,30 рубля, то сейчас она стоит 2,45. Это дало нам около 13 миллионов долларов экономии. Я думаю, что к марту минута у нас будет стоить 1,80 рубля. В 2005 году у нас вообще было 1,54 рубля, а потом все пошло-поехало.

— Получается, что хорошо бы вернуться в 2005 год по эффективности?

— Мы сейчас не возвращаемся в 2005 год, а идем дальше. Мы в 2005 году написали в своей стратегии, что компания превращается из производственно-оптовой в розничную. Но, чтобы стать розничной компанией, надо еще понять, что это такое. А потом перестроить все бизнес-процессы. Бизнес уходит от принципа

У партнеров

    Реклама