Придется работать

Русский бизнес
Москва, 19.01.2009
В наступившем году резко сократятся темпы роста на отечественном потребительском рынке. Чтобы пережить кризис, компаниям нужно научиться контролировать издержки, понимать новые потребности клиентов и быстро принимать решения

Твой след на снегу,
Сакура просится в дом.
Скоро весна.
Хироси Медогава, ХV век


«Перспективы есть. Но уже не такие радужные, как раньше». Так говорят про 2009 год российские потребительские компании. Нельзя сказать, что сегодня у всех игроков дела идут из рук вон плохо. Многие из них к концу 2008-го выполнили намеченный год назад план продаж. А некоторые даже продолжали расширять бизнес, хотя и куда более скромными темпами, чем в предыдущие годы. Однако сегодня все игроки готовятся к худшему. Прежде всего — к резкому падению спроса и, как следствие, существенному снижению темпов роста. Сегодня даже относительно благополучные компании считают, что в 2009 году их рост составит от силы пять-десять процентов — это в три-пять раз меньше прежних показателей динамики. Такая остановка в развитии означает серьезную коррекцию бизнес-курса. Экспансия, расширение ассортимента, маржа перестают быть приоритетами. На первый план выходят умение экономить, повышение производительности, быстрая реакция на запросы потребителей. Очевидно, что не все компании смогут быстро переключиться на новую волну. Хотя бы потому, что перемены требуют от руководителей большей гибкости и оперативности, а зачастую и изменений в мировоззрении, сформированном в эпоху потребительского ажиотажа. Стройного плана действий у отечественных компаний пока нет. Однако некоторые шаги, предпринимаемые ими, намекают на контуры новой стратегии.

Новая реальность

«Как будет меняться спрос?» — главный вопрос, на который сегодня хотят получить ответ компании, работающие на потребительском рынке. Несмотря на то что в октябре-ноябре 2008 года часть населения в страхе перед девальвацией активно тратила накопленные деньги, прирост оборотов у большинства производителей в целом снизился по сравнению с 2007 годом в полтора-два раза. В некоторых регионах динамика продаж мебели, одежды, обуви, текстиля начала понемногу сокращаться уже во втором квартале прошлого года, что было связано с увеличившимися вследствие роста цен тратами на продукты питания и товары первой необходимости. В ноябре же падение спроса стало лавинообразным, особенно в регионах, где сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности, сильно пострадавшие от кризиса.

Изменений в поведении покупателей ожидают почти все компании, однако в разных отраслях игроки настроены по-разному. Так, более уверенно себя чувствуют производители продуктов питания, обуви. «Падения спроса на продукты питания, и на нашу продукцию в том числе, мы не ожидаем. Возможно, кризис и не достигнет той глубины, когда реально возникнет снижение потребительского спроса на еду», — говорит исполнительный директор сибирского холдинга «Российские мясопродукты» Андрей Плетнев.

Антон Титов, генеральный директор компании «Обувь России», считает, что, какие бы кризисы ни происходили, купить две пары обуви в год потребителю просто необходимо. Любопытно, что в последние месяцы наблюдается резкий скачок спроса на ювелирные украшения отечественного производства. «В кризис, не доверяя ва

У партнеров

    Реклама