Чтецы и борцы

Культура
Москва, 16.02.2009
«Эксперт» №6 (645)
В Америке — а заодно в Европе и России — готовятся к раздаче «Оскаров». «Эксперт» взглянул на главных оскаровских финалистов из Берлина, где проходит второй по рангу после Каннского мировой кинофестиваль

Последний отсчет начался: в грядущие выходные в Лос-Анджелесе будут вручать «Оскары» — самые знаменитые кинопремии мира. Неважно, на сколько понизился год назад рейтинг телетрансляции церемонии и как именно справились с проблемой организаторы в этом году (говорят, будет много сюрпризов, один из которых — выбор на роль ведущего австралийского супермена Хью Джекмана), «Оскары» все равно будут смотреть везде, где есть телевизоры и кинотеатры. В том числе в нашей стране, где вышли в прокат уже две из пяти главных (то есть номинированных в категории «лучший фильм года») картин — «Фрост против Никсона» Рона Ховарда (5 номинаций) и «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера (13 номинаций). Третья, «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, выходит на днях и имеет, несмотря на количественное отставание (10 номинаций), самые реальные шансы на награду: все-таки это кино уже признано лучшим по версии британской БАФТы, «Золотого глобуса», а также национальных американских гильдий продюсеров и актеров.

Еще две картины пока до экранов не добрались, зато обе участвуют в Берлинском кинофестивале (и обе вне конкурса: куда «Медведям» тягаться с «Оскарами»): «Харви Милк» Гаса Ван Сэнта (8 номинаций) и «Чтец» Стивена Долдри (5 номинаций).

Последний фильм дает ключ к селекции этого года. Экранизация одноименного романа Бернарда Шлинка, чья книга стала в Европе главным немецкоязычным бестселлером после «Парфюмера», сделана ведущим британским режиссером (Долдри снимал «Билли Эллиота» и «Часы») по сценарию его постоянного соавтора, драматурга Дэвида Хэйра. В главных ролях — Кейт Уинслет (она уже получила за нее один из двух своих «Золотых глобусов») и Райф Файнс. Понятно, зачем этот фильм так понадобился отборщикам Берлинале: дело не только в звездах, ступивших на здешнюю красную дорожку, но и в важнейшем для современной Германии вопросе покаяния, не подлежащего сроку давности, причем покаяния и перед жертвами холокоста, и перед теми, кто взял на себя всеобщий грех. Однако едва ли не важнее центральная тема — чтение вслух. Пятнадцатилетний мальчик влюбляется в 1950-х в одинокую женщину старше себя и позже узнает, что она — бывшая надзирательница из Аушвица; приговоренные к смерти еврейские девушки, прежде чем быть отправленными в газовые камеры, читали ей вслух классическую литературу... так же, как читал ей в постели он. Лишь позже, когда его бывшая возлюбленная садится в тюрьму пожизненно, герой осознает, что она попросту неграмотна — и сильнее боялась признаться в этом, чем в одиночку понести наказание за всех виновных. Чтение как познание (подлинное или мнимое) человека и Истории — вот о чем на самом деле этот фильм, в остальном отвечающий всем «правильным» стандартам голливудского премиального кино.

«Оскар» будто открыл для себя в прошлом году прелесть чтения: недаром братья Коэны были награждены за «Старикам тут не место», отнюдь не лучший свой фильм, но первый, поставленный по чужому литературному произведению — роману Кормака Маккарти. Да и второй основн

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (645) 16 февраля 2009
    Мировой кризис
    Содержание:
    Хуже Великой депрессии

    Кризис уже поразил все основные развитые экономики мира. Реальной угрозой стало наступление в этом году общемировой рецессии. Спад может оказаться глубже и продолжительнее, чем казалось совсем недавно

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама