Детройт по-русски

Политика
Москва, 16.02.2009
«Эксперт» №6 (645)
Недовольство жителей Тольятти, вызванное проблемами на АвтоВАЗе, в марте проявится на муниципальных выборах

Второй по величине город Самарской области с населением 700 тыс. человек ждет экономического шторма. 20 января 400 сотрудников завода GM-АвтоВАЗ получили уведомления об увольнении. Сокращения, пока не массовые, идут и на остальных городских предприятиях.

Масштабных организованных протестов нет — вероятно, это объясняется тем, что уволили пока немногих. 6 февраля перед проходной завода GM-АвтоВАЗ прошел пикет лишившихся мест сотрудников, но число протестующих так и не достигло заявленных 50 человек. «Люди опасаются, что их родные, так или иначе связанные с автозаводом, потеряют работу», — объясняет малочисленность пикетчиков председатель независимого профсоюзного комитета ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» Петр Золотарев. На 14 февраля намечен новый пикет, в котором заявлено участие 500 человек, правда, большой уверенности в том, что столько людей наберется, у организаторов нет.

Завод уже получил от государства преференции в виде повышения пошлин на подержанные иномарки и 20 млрд рублей кредита, а его нынешнее состояние заставляет думать, что федеральным властям придется платить еще. «У нас кластерный бизнес, все побочные проекты так или иначе завязаны на автозавод, — говорит пресс-секретарь тольяттинского мэра Алексей Миронов, — поэтому ситуация на ВАЗе служит индикатором ситуации в городе. Проблемы завода и города неразделимы». Любые трудности на АвтоВАЗе могут связать с действиями властей, подчеркивает депутат Самарской губернской думы Сергей Андреев: «После того как руководство заводом перешло к менеджерам госкорпорации “Ростехнологии”, население поверило в поддержку государства, считая, что госкомпания — это надолго».

Проблемы завода пока слабо отражаются на политической обстановке в городе, но предстоящие в марте выборы муниципального заксобрания обещают быть не самыми простыми для команды мэра. Вопрос в том, сумеют ли власти быстро улучшить положение дел на АвтоВАЗе и насколько здраво они подойдут к избирательной кампании.

Перепроизводство

Фактически завод не работал с 29 декабря прошлого года по 2 февраля нынешнего. «Простой одной нитки конвейера обходится заводу примерно в 60 миллионов рублей в день. Поскольку на заводе четыре нитки, убытки за время вынужденного отпуска посчитать несложно», — говорит президент группы «Химэкс» (крупный поставщик комплектующих для АвтоВАЗа) Анатолий Лейрих. Иными словами, месяц каникул мог обойтись АвтоВАЗу в несколько миллиардов рублей.

Правда, выбирать менеджменту завода было не из чего. По итогам прошлого года остались нераспроданными около 110 тыс. машин. С учетом падения спроса на автомобили остановка стала оправданным способом заморозить расходы на закупку комплектующих. Худший прогноз автопроизводителей в общем-то оправдался. В январе 2009 года продажи составили 29,1 тыс. машин (в январе 2008-го — 46,6 тыс., снижение на 38%). В итоге нереализованные остатки представляют собой без малого четырехмесячный запас продукции. В таких условиях продолжение выпуска — это работа на склад с неясной перспективой получения

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (645) 16 февраля 2009
    Мировой кризис
    Содержание:
    Хуже Великой депрессии

    Кризис уже поразил все основные развитые экономики мира. Реальной угрозой стало наступление в этом году общемировой рецессии. Спад может оказаться глубже и продолжительнее, чем казалось совсем недавно

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама