Без кредитов, без дорог, без медицины

Экономика и финансы
«Эксперт» №9 (648) 9 марта 2009
Правительство даже в период финансового кризиса собирается искусственно ограничивать количество денег в экономике. В результате откладывается до лучших времен реализация проектов в самых важных секторах экономики
Без кредитов, без дорог, без медицины

Загадка: есть два высказывания, первое ― «Необходимо проводить активную финансовую политику, в связи с этим нужно значительно увеличить государственные вложения, что является самой действенной и эффективной мерой по расширению внутреннего спроса», второе ― «Государство в любом случае не откажется от выполнения социальных обязательств в полном объеме — выплат пенсий, пособий, стипендий, оказания общественных услуг, но на помощь реальному сектору экономики средств может не оказаться». Автором одного из заявлений является помощник российского президента Аркадий Дворкович, другое на прошлой неделе сделал председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Можете догадаться, кто из них что сказал?

Есть подсказка. По словам китайского лидера, экономика Китая в 2009 году вырастет на восемь процентов, «что полностью соответствует целям китайского правительства». Российский же ВВП, согласно заявлениям вице-премьера Алексея Кудрина, в 2009 году сократится на 2,2%. При этом «уровень государственных расходов в текущем году сохранится, но в следующие два года государство планирует их сокращать».

«Избыточный прирост средств»

Как минимум до апреля Россия будет официально жить по старому варианту федерального бюджета, согласно которому курс национальной валюты составляет 24,7 рубля за доллар, а цена нефти — 95 долларов за баррель. Обещание Алексея Кудрина, что скорректированный вариант бюджета будет внесен в правительство 7 марта, отозвано. Теперь предполагается, что этот документ правительство рассмотрит 19 марта и до конца месяца он будет внесен в Госдуму.

Впрочем, основные параметры нового бюджета-2009 известны уже сейчас. Базой для расчетов принята цена на нефть 41 доллар за баррель. При этом доходы бюджета составят 6,26 трлн, расходы — 9,58 трлн руб. Таким образом, дефицит составит 3,32 трлн руб. (8,2% ВВП). Из них около 2,7 трлн будет покрыто средствами резервного фонда РФ. Оставшуюся часть Министерство финансов планирует закрыть с помощью заимствований на внутреннем рынке — за счет выпуска ОФЗ на 400 млрд руб.

Отметим, что в нынешнем «оптимистическом» варианте бюджета запланировано 536 млрд руб. этих заимствований, так что сокращение налицо. Понятны и его причины: сегодня, когда частные банки и компании испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, главными покупателями гособлигаций могут быть только банки с государственным участием. Однако они уже настолько задействованы в антикризисных программах, что сами требуют серьезных вливаний в капитал. Так что единственным источником денег на покупку ОФЗ может быть лишь эмиссия рублей Центробанком с последующей передачей напечатанных денег все тем же Сбербанку, ВТБ, ВЭБу и Газпромбанку.

Риски такой схемы понятны. В частности, нет никаких гарантий, что руководство госбанков удержится от соблазна покрутить полученные деньги, например, на валютном рынке, открыв новый раунд ослабления рубля. Минфин же беспокоит другое: большая эмиссия приведет к большой инфляции. Эта монетаристская догма в головах наших финансовых чиновников не