Близорукий лоббизм

Тема недели
«Эксперт» №10 (649) 16 марта 2009
Попытки американских автогигантов защитить свои позиции за счет лоббизма и в ущерб технологическому развитию поставили автопром США на грань полного коллапса
Близорукий лоббизм

Многие нынешние проблемы американских автоконцернов «большой тройки» вызваны ошибочной лоббистской политикой. GM, Chrysler и Ford выбрали неверную стратегию, пытаясь через Конгресс тормозить технологические новации в отрасли, а в результате американский автопром безнадежно отстал от европейских и японских конкурентов.

Пожалуй, наиболее показательной стала борьба вокруг закона об энергетической независимости и безопасности, который в 2007 году на фоне резкого роста цен на нефть принял Конгресс. Согласно закону, к 2020 году производимые в США автомобили должны расходовать не более одного галлона горючего на 35 миль. Этот закон расколол автомобильную промышленность. Японские и европейские компании посредством Альянса производителей автомобилей поддерживали новые стандарты расхода топлива, тогда как GM, Chrysler, Ford, напротив, развернули кипучую деятельность, чтобы заблокировать утверждение законопроекта.

Японские концерны в ответ на рост нефтяных цен вывели на рынок новые модели гибридных автомобилей, позволяющие снизить расходы на бензин (Toyota Prius, к примеру, потребляет один галлон на 55 миль). Американские же компании за последнее десятилетие потратили 144 млн долларов на лоббизм — чтобы заблокировать процесс утверждения новых стандартов потребления горючего. Было также подано большое количество исков против правительств штатов, принявших более жесткие, чем национальные, требования к расходу горючего. Но в итоге «большой тройке» удалось лишь отсрочить принятие закона на несколько лет, напрочь испортив при этом корпоративный имидж.

В период с 2003-го по 2008 год доля General Motors, Chrysler и Ford на рынке США упала с 62 до 47%. По мере подорожания топлива американцы все более явно предпочитали экономичные японские автомобили. В 2008 году у GM число проданных машин снизилось на 23%, у Ford — на 21% (худшие показатели за последние 49 лет).

Падение продаж поставило GM и Chrysler на грань банкротства. Скверное финансовое положение этих компаний не позволило им привлечь заемные средства, оставив единственный выход — получение государственного кредита. Можно выделить три этапа, через которые прошла лоббистская кампания по привлечению бюджетных средств.

Этап первый. Октябрь — 11 ноября 2008 года. Объектом лоббизма являлись сотрудники министерства финансов, которое получило в свое распоряжение 700 млрд долларов по программе реструктуризации проблемных активов, принятой в сентябре для разрешения финансового кризиса, а также министерства энергетики, которое в сентябре получило право потратить 25 млрд долларов на разработку автомобилей с более высокими экологическими стандартами.

Этап второй. 12 ноября — 11 декабря 2008 года. После отказа Белого дома выделить деньги объектом лоббирования стал Конгресс США. Но общественное мнение, которое является важным фактором успеха или провала любой масштабной лоббистской кампании, было крайне неблагоприятным: по данным опроса The Washington Post и ABC News, 54% американцев негативно относились к выделению бюджетн