Афганский роман

Книги
«Эксперт» №12 (651) 30 марта 2009
Афганский роман

Летом 2001 года французская журналистка Брижитт Бро прилетает в Афганистан. Формальный повод для путешествия — взять интервью у Ахмад-шаха Масуда; подлинная же причина в том, что мадемуазель Бро принадлежит к чрезвычайно разросшейся в последней трети двадцатого века когорте «лишних европейцев». Героине сорок, много лет назад она разорвала отношения с родителями, а собственной семьи не сложилось. Работает на региональном телевидении, изнывая от повседневной рутины. В поисках смысла жизни она пробовала и йогу, и медитацию, и психоанализ, но оный смысл все равно каждый раз ускользал. Так что мадемуазель Бро попросту ищет приключений, которые бы заставили ее посмотреть на жизнь с новой точки зрения. Ну и приключения, разумеется, ее находят.

Начинается все со вполне понятного шока западного человека, чья культура строится на необходимости сомнения (даже бытие Божие нужно сначала доказать) перед лицом жизненного и философского уклада, сомнений не допускающего. Она видит, как четырнадцатилетние мальчишки бестрепетно идут в бой и умирают с улыбкой, не задаваясь вопросами. Разговаривает с Масудом, который приказал своим людям убить его, как только возникнет опасность плена. Знакомится с двумя образованными арабами, один из которых говорит на прекрасном французском, — пару недель спустя эти арабы взорвут себя вместе с Масудом. Заканчивается вся эта эпопея тем, что европейская женщина, приехавшая бороться за права женщин в Афганистане, сама надевает платок и произносит не допускающую разночтений формулу: «Нет бога, кроме Аллаха…» Будучи официальной подругой племенного вождя Шахзады Моманд-Хана, она не оставляет надежды когда-нибудь стать его второй женой и тает от комплимента: «Ты — сильная и мужественная женщина. Настоящая пуштунская жена». Что тут скажешь? Есть многое на свете, друг Гораций, но и неладно что-то в королевстве европейском.