Возвращение доверия

Политика
«Эксперт» №12 (651) 30 марта 2009
Потенциал демократии необходимо использовать для интеграции общества, для роста эффективности государственных институтов — это должно стать одним из вопросов повестки предстоящего в апреле форума «Стратегия-2020»
Возвращение доверия

Первый год президентства Дмитрия Медведева продемонстрировал твердую установку на преемственность и развитие, но отнюдь не на отказ от предшествующего курса. После концентрации партийной активности в крупных партиях — снижение числа подписей для участия в выборах, получение представительства в Думе партиями, даже не вполне преодолевшими семипроцентный барьер. Партии-победители теперь получат достойный приз. За победу на региональных выборах — право выдвинуть губернаторов, а на выборах в Думу — расширение контрольных функций парламента. Анализ практики работы муниципалитетов привел к необходимости укрепления демократического контроля: муниципальным собраниям предоставлено право прекращения полномочий нерадивых мэров. Налицо явный рост влияния демократических институтов.

Очевидно, что в основе действий президента не только приверженность либеральным ценностям — «свобода всегда лучше, чем несвобода», но и акцент на вполне консервативную прагматику, на учет реалий. Из вывода президента, что «оно (общество) в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии», следует политический ориентир: использование потенциала существующих политических институтов, создавших условия для такого успешного освоения.

Осознание стратегии президента проясняет ее качественное отличие от призывов «либеральных» сирен. Президент предпочитает опираться на реальные интересы россиян, а не только на либеральные ценности, которые, к сожалению, еще не определяют действий большинства. Таким образом, успешная борьба с кризисом не может включать в себя утопичное «обновление» через вполне реальную катастрофу: риски огромны, а успех более чем сомнителен. Гораздо больше шансов дает прагматичное использование потенциала уже созданного каркаса демократической системы, ее развитие в соответствии с конкретными задачами по преодолению кризиса.

Сейчас необходимо использование потенциала формирующейся демократической системы для восстановления доверия в ключевых звеньях экономики. Высокий уровень доверия народа своим лидерам — условие необходимое, но не достаточное для победы. От того, насколько эта система сработает как демократия доверия, во многом зависят и тяжесть кризиса, и цена победы над ним.

Идеологические вызовы

Политика преодоления кризиса остро конкурентна. Так, очевидно, что полярны требования к государственной политике импортеров, с одной стороны, и владельцев и работников конкурирующих предприятий ― с другой. Одним нужна свобода торговли, другим — протекционизм. Одним ― доверие власти, другим — эксклюзивный доступ к ее ресурсам.

Идейно-политический вакуум буквально всасывает разные «спасительные прожекты». Спрос рождает предложение. Идет соревнование в радикальности противостояния власти.

Явно оживились сторонники авторитарной мобилизации, предлагающие бить кризис автаркией и силой государства. В их целях много верного. Действительно, нужно, опираясь на твердую политику государства, поддержать наших производителей. Но предлагаемые рецепты трудно реализовать в современной