Измениться, чтобы выжить

Спецвыпуск
«Эксперт» №16 (655) 27 апреля 2009
Эйфория экстенсивного роста в факторинговой отрасли в прошлом. Сейчас, чтобы остаться на рынке, факторы вынуждены совершенствовать риск-менеджмент и бизнес-процессы
Измениться, чтобы выжить

В 2008 году впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 году до 1,44% в 2008-м. Если в 2007 году объем требований, уступленных факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 году этот рынок вырос лишь на 16,7%, до 602 млрд рублей (см. рисунок 1). Положительный прирост по итогам года — заслуга относительно успешной работы факторов в первом полугодии 2008 года.

Финансовый кризис заставил факторов пересмотреть систему риск-менеджмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику.

Безумство храбрых — в прошлом

Для факторинга характерна сезонность — объемы предоставленного финансирования в первом полугодии обычно в два раза ниже, чем во втором. В 2008 году объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого полугодия, но даже на четверть снизились относительно его. Во втором полугодии волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего (по данным исследования «Эксперт РА» за первое полугодие 2008 года) фактора — ФК «Еврокоммерц» (его доля на рынке факторинга на 1 июля 2008 года составляла 22,3%).

Менее громким, но не менее значимым для рынка событием стала продажа факторингового бизнеса МФК «Траст» банку ВТБ. «Для нас не имело смысла осуществлять покупку факторингового портфеля компании, так как за то время, пока велись переговоры о заключении сделки, он был в значительной мере погашен», — комментирует сделку Михаил Якунин, вице-президент, начальник управления дочерних финансовых компаний банка ВТБ. Кредитной организацией были куплены операционные активы, то есть технологии, клиентская база, история взаимоотношений с клиентами МФК «Траст».

Кроме того, ушли с рынка ряд средних и мелких факторов, к ним относятся КБ «Система», банк «Северная казна» и другие.

Но случившиеся события не являются результатом высокой рискованности факторинга как такового. «То, что произошло, — это не болезнь рынка, а проблема отдельных игроков», — полагает Антон Мусатов, заместитель председателя правления Банка НФК.

Шансы для лидеров

Однако даже с учетом этих событий рынок факторинга в 2008 году показал рост по сравнению с 2007 годом, что дает факторинговым компаниям и их клиентам повод для оптимизма: далеко не всем финансовым институтам удалось продемонстрировать положительный прирост по итогам 2008 года (например, объемы нового бизнеса лизинговых компаний в 2008 году сократились на 27,8% относительно 2007 года). Значительно упасть рынку не позволило выгодное положение факторов по сравнению с другими кредиторами за счет более быстрой оборачиваемости вложенных средств. Сроки, на которые предоставляется финансирование факторами, обычно значительно короче, чем при банковском кредитовании. Кроме того, многие опрошенные нами ко