Осень, XX век

Книги
«Эксперт» №16 (655) 27 апреля 2009
Осень, XX век

В портовом городе на берегу южного, но не очень-то теплого в это время года (глубокая осень) моря происходят странные события: людей находят с обожженными ногами. На дворе время такого же глубокого, как и пронизывающая осень, социалистического застоя, и местное начальство изо всех сил пытается скрыть происшествия, но вот-вот полетят головы. До всего этого нет никакого дела новоиспеченной секретарше, вчерашней школьнице в нелепом зеленом пальто, которая работает в припортовой СЭС и под столом читает «Анжелику в Новом Свете». Тем не менее именно за ней охотится неведомое существо, заставляющее людей бегать так, что под ними горит земля.

Другая история: заезжий столичный житель тащится по проселочной дороге в глухую деревню со случайной попутчицей, останавливается у сельского учителя и обнаруживает, что того навещает умершая жена. От нее пахнет землей.

Поэт, литератор, большая умница и здоровый циник Мария Галина творит странные истории на стыке излюбленного отечественной интеллигенцией жанра философской фантастики и женского извода магического реализма а-ля Людмила Петрушевская. Из двух повестей, составляющих книгу и ощутимо перекликающихся, можно извлечь и триллер, и сказку, и социальную аллегорию. Галина очень тонко комбинирует жанровые конструкции с популяризаторской миссией, фантазию с философией, цинизм с пронзительной ностальгией. Неизбежно возникающая на подобном поле аналогия с иконоподобными братьями Стругацкими ничуть не вредит; материал тот же, но подан он по-другому. Не исключено, что большую роль здесь играет дистанция: Галина мифологизирует не возможное будущее, но недавнее, хоть от этого не менее невозвратное прошлое. Не полдень, но поздняя осень, XX век. Ветер пронизывает до костей, на волю вырываются существа, заставляющие людей мчаться в темноту, а реальность — рассыпаться на составные элементы.