Внешний критерий

На улице Правды
Москва, 18.05.2009
«Эксперт» №19 (657)

Если видеть ответ на вопрос друга Аркадия «Да, преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?» не во всеобщем переучреждении (жанр «все переворотилось и только укладывается» грешит высоким уровнем издержек), а в постепенности, тут же является другой вопрос. Должно постепенное улучшение нравов и институтов быть всеобще плавным, затрагивая все учреждения в равной мере, или же дозволителен метод узких мест, когда улучшения в первую очередь затрагивают то, что уже не лезет ни в какие ворота.

Правда, и здесь не без сложности: как определять, что лезет, а что не лезет? Твердый охранитель объявит, что и так все лезет, а не лезут только отдельные злопыхатели — так туда им и дорога. Пылкий несогласный объявит, что ничего не лезет, и радостно грянет «До основанья, а затем». Так что потребны объективные критерии.

В качестве такового может быть предложено сопоставление с практикой иных народов и государств (за исключением, пожалуй, африканских, где, по общему мнению, государственность не слишком удалась) на предмет отечественной уникальности. Причем выбраковке должна подлежать не всякая уникальность — если учреждение состоялось и работает на пользу обществу, то и пусть себе работает, будь оно хоть трижды уникальным, но такая, которая, не имея никакого почтенного прецедента в практике других народов, еще и пользы нимало не приносит и, напротив, сильно портит нравы. Сказанное можно пояснить, указав конкретные уникальные учреждения.

В некоторых странах есть постоянно действующая инстанция, ведающая выборами, в большинстве нет, а организация и проведение выборов возложены на МВД или минюст, но суперминистерства выборов, сравнимого по активности и разветвленности деятельности с ЦИК РФ, нет нигде. ЦИК ведет неустанную работу по пропаганде участия в выборах, по внедрению новых форм голосования, по разработке избирательных урн новой формы (представленный недавно бюджет на урны составляет 20% от всех расходов на проведение голосования в Думу 2007 года), по оценке качества выборов президента США etc. Если деньги некуда девать, можно содержать и суперминистерство — хотя, впрочем, суперминистерство просто проигнорировало поручение президента составить записку по итогам мартовских региональных выборов с. г., а также совершенно не интересовалось привлекшими немалое внимание выборами сочинского мэра — вероятно, урнами занималось. При этом даже Бог с ними, с записками и Сочами, но не могут не поразить ножницы между активностью ведомства и всеобщим мнением по поводу качества проводимых выборов. В большинстве стран наблюдается обратная картина: никакой бурной деятельности нет, и при этом итоги выборов никто не подвергает сомнению. При упразднении суперминистерства и передаче организации выборов в МВД или Минюст веры в результаты выборов в любом случае меньше не станет, ибо меньше быть не может, зато сократится число уникальных учреждений, производящих впечатление прямого глумления над обществом.

Во всех странах, где есть двухпалатный парламент, верхняя палата

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (657) 18 мая 2009
    Торжество закона
    Содержание:
    Они уже напуганы

    Борьба с коррупцией все-таки начинается. Чиновники-коррупционеры уже вынуждены изобретать более сложные и затратные схемы для ухода от уголовной ответственности

    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама