Галстуки для монументов

Книги
«Эксперт» №21 (659) 1 июня 2009
Галстуки для монументов

Монстр соцреализма, монументалист, автор бесчисленных панно, мозаик и плафонов, Дейнека, безусловно, был лицом советского искусства и при этом действительно оригинальным живописцем и графиком. Сейчас Дейнека видится создателем пролетарских стандартов физической красоты — именно его несколько коротконогие и широкоплечие фигуры воплощают идеал просвещенного рабочего, шагающего после смены на стадион, а потом — в библиотеку.

В истории советского искусства Дейнека значится прежде всего живописцем-монументалистом. Однако во ВХУТЕМАСе он учился именно графике — у Фаворского, чье творчество было бесконечно далеко от агитпропа, стадионов и массовых зрелищ. Некоторые удачные графические работы Дейнека позже почти буквально переносил на холст — так случилось, например, с одной из его первых живописных работ «Перед спуском в шахту»(1925). Знаменитая девочка, глядящая в морозное окно, и лыжники — иллюстрации к детской книжке «Кутерьма» — были тоже потом превращены в картины маслом.

В советское время графику Дейнеки издавали мало. И уж конечно, и речи не могло идти о таком всеобъемлющем томе. Тут есть практически все — и ранние монохромные работы на темы гражданской войны, и яркие рисунки для «Безбожника у станка». Книжная графика. Академические штудии — обнаженная натура, женские головки. Фронтовые наброски. Книга начинается с мрачного монохрома 20-х, и, проходя через лязг донбасских репортажей, через страшноватые фронтовые этюды, переносит зрителя в дивный мир весенних трудовых праздников, радостных спартакиад, веселых и ярких итальянских набросков и — вы не поверите — эскизов галстуков. Тексты анализируют разные грани личности и работ Дейнеки: Алексей Ковалев рассматривает творчество художника в контексте политического дискурса, Юрий Герчук обсуждает тонкости и особенности его графического стиля, а Кристиана Кир проводит параллели между работами Дейнеки и… американским модернизмом.