Тихий голос человека

Книги
Москва, 15.06.2009
«Эксперт» №23 (661)
Второй роман талантливой молодой писательницы Натальи Ключаревой — вторая неровная, но небезуспешная попытка найти нужный тон и верный угол зрения для создания «новейшего русского реализма»

Наталья Ключарева относится к сообществу молодых людей, что в конце девяностых составили своего рода новую субкультуру — пишущие; да простят меня друзья и коллеги за это предположение, но по всем приметам так и обстоят дела. То, что в мире «после книги», где широкий успех у публики достигается, как правило, внелитературными средствами, авторы сбиваются в стайки по принципу живого журнала с его перекрестным опылением — ты читаешь меня, я читаю тебя, и так далее, — совсем неудивительно; но при всем довольно печально. Новое время породило новый тип литератора — человека без биографии, все полезное время проводящего в потреблении произведенных коллегами текстов и генерации собственного творческого ответа на прочитанное/услышанное. Как ни печально, современная литература в данном случае начинает приобретать черты фан-фикшна наподобие продолжения/вариаций приключений Гарри Поттера или версий любимых анимэ-историй, бытующих в соответствующих субкультурах, малопонятных и практически не интересных никому за их пределами.

Это развернутое вступление здесь в первую очередь затем, чтобы иметь возможность бестрепетно списать все (или почти все) минусы второго романа Ключаревой — «SOS!» — на синдром недостатка воздуха в среде, породившей молодую писательницу. Минусов здесь, к сожалению, достаточно — и тем более вопиющим фактом видится то, что приблизительно треть сцен в романе выведена пером настолько легким и точным, что невозможно усомниться в природном даровании автора. Грустно, что присущая субкультуре скоропись, читай — профессиональная халатность, не позволила автору довести до ума остальное.

Сюжет книжки незатейлив и равно отдает женским романом и реминисценциями отечественной классики: молодой успешный художник приезжает из покоренной столицы в родной уездный городок N: «Выйдя на привокзальную площадь, где стояли грязные троллейбусы с покорным выражением фар, он изумился убогости и невзрачности того, что населяло этот мир». Там герой встречает когда-то брошенную девушку, свою первую любовь. Она, что твоя Татьяна, замужем за нелюбимым, но глубоко уважаемым ею человеком, ранее лучшим другом протагониста. Художник Егор, или Гео, как он привык называть себя в Москве, ощущает своего рода экзистенциальный удар под дых, который приводит, с одной стороны, к полной карьерной катастрофе, с другой — к духовному перерождению.

Помянув минусы, стоит конкретизировать и активы автора. Они на самом деле стали очевидны еще в дебютной книжке писательницы — романе «Россия: общий вагон», после которого о Ключаревой заговорили за пределами литературного междусобойчика. Роман попал в своего рода болевую точку и еще в рукописи вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер». Мне представляется наиболее существенным не попадание Ключаревой в идейное яблочко (книжка была посвящена типической смычке «старых и малых», обворованных и униженных стариков и радикальной политической молодежи), а, скорее, то, как развернула молодая романистка ландшафты современной России. Страны, где

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (661) 15 июня 2009
    Пикалево
    Содержание:
    Не тронь меня, я пикалевский гражданин

    Пикалевский конфликт, а вместе с ним и проблема моногородов вообще, может стать стартовой точкой формирования не стабилизационной экономической политики, а политики развития

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама