«Аэрофлот» встал на путь чучхе

Повестка дня
«Эксперт» №25 (663) 29 июня 2009
«Аэрофлот» встал на путь чучхе

Новый гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на годовом собрании акционеров компании пообещал немедленно начать реализацию масштабной антикризисной программы.

Выступая перед акционерами, гендиректор прямо заявил: «Мы летаем неэффективно». По его словам, за первые пять месяцев нынешнего года текущий операционный убыток «Аэрофлота» де-факто составил уже 986 млн рублей. Правда, Савельев тут же сообщил, что ничего страшного в этом нет, так как авиакомпания за этот период все равно покажет чистую прибыль по РСБУ в размере 246 млн рублей из-за курсовой разницы. Но эту прибыль «Аэрофлоту» обеспечат в основном компенсационные платежи, которые наша авиакомпания получает за свои недоиспользованные коммерческие права. Речь идет, во-первых, о так называемых эксклюзивных рейсах, по части из которых не летает «Аэрофлот», и, во-вторых, о рейсах, где у нашего перевозчика существенно меньше пассажиропоток.

В прошлом году иностранные авиаперевозчики, выполняющие полеты над Сибирью из Азии в Европу и Америку, заплатили в кассу «Аэрофлота» в общей сложности немногим более 11 млрд рублей. Из них около 8 млрд рублей составили выплаты по так называемым пульным соглашениям. В соответствии с этими межправительственными договорами «Аэрофлот» и западные авиакомпании, назначенные правительствами своих стран, получают эксклюзивные права на перевозки по определенным маршрутам, а доходы от полетов на этих направлениях делят пополам. Оставшиеся 3 млрд рублей «Аэрофлот» получил от иностранцев за разницу в частоте полетов и, как следствие, в пассажиропотоке. На модернизацию системы управления воздушным движением национальный авиаперевозчик отчислил «Росаэронавигации» около 2 млрд рублей. Таким образом, чистый доход «Аэрофлота» от взносов иностранных компаний составил 9 млрд рублей. Согласно данным ревизионной комиссии, компания за 2008 год показала чистую прибыль в размере 6 млрд рублей. Нетрудно догадаться, что без компенсационных платежей убыток «Аэрофлота» за прошлый год достиг бы 3 млрд рублей.

«Компенсационные платежи — это наркотик, от которого следует отказаться», — заявил акционерам Виталий Савельев. По его словам, «мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь только на собственные силы». «За первые два месяца работы мне уже удалось сократить расходы на этот год на 160 миллионов долларов — 15 процентов от всей программы», — заявил глава «Аэрофлота». Но для того чтобы компания продолжала приносить чистую прибыль в новых условиях, Виталий Савельев намерен в несколько раз снизить издержки и повысить производительность труда за счет оптимизации корпоративной структуры. Во-первых, планируется сократить число высших руководителей авиакомпании с 23 до 15. Всего же «Аэрофлоту» придется сократить почти 6 тыс. своих сотрудников, то есть более половины персонала. По словам Виталия Савельева, только так можно выйти на уровень производительности труда успешных западных авиакомпаний.

Во-вторых, две аэрофлотовские «дочки» — «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон» — до середины июля до