Теперь с человеческим лицом

Русский бизнес
«Эксперт» №25 (663) 29 июня 2009
В российском цементном бизнесе, несмотря на двукратное падение спроса и цен, катастрофы не случилось. Скорее, наоборот, конкурентная среда улучшилась. При этом у отрасли есть скрытые резервы повышения эффективности, а активный лоббизм и поддержка со стороны государства могут добавить ей преимуществ
Теперь с человеческим лицом

Вакханалия на российском рынке цемента, достигшая пика в мае прошлого года, когда цена тонны цемента превысила 5000 рублей, в какой-то момент стала вопиющей. Некоторые потребители были настолько взбешены ситуацией, что поставили перед правительственными чиновниками вопрос о недопустимости роста цен на «хлеб для строительства», приводящего к срыву масштабных инвестпрограмм. Особенно громко и жестко прозвучали заявления энергетиков. Но спрос на цемент был настолько велик, а предложение на рынке настолько ограничено, особенно в европейской части России, что справиться с ценовым давлением было невозможно. Единственным действенным оружием в борьбе с региональными монополиями оказалась отмена импортных пошлин. Уже с середины 2008 года началась коррекция цен вниз, вызванная притоком в страну более дешевого импортного цемента. В августе 2008-го группа компаний «Евроцемент», самый крупный игрок на российском рынке, попыталась пролоббировать введение запретительных пошлин на импорт цемента и закрепить тем самым свое доминирующее положение на рынке, а значит, запредельные цены. Но попытка провалилась. А через пару месяцев случился мировой экономический кризис, который окончательно расставил все на свои места.

Кризис съел сверхмаржу, которую цементники получали последние три года. Цементный рынок одним из первых почувствовал цунами финансовых неурядиц, когда строители кратно снизили объемы закупок. Растущий импорт и падение объемов строительства перевернули ситуацию в отрасли с ног на голову. За минувший год биржевые цены на цемент упали более чем на 60% (см. график 1). Среди всех стройматериалов цемент стал лидером по падению цен с начала этого года (см. таблицу 1). Сейчас биржевые цены болтаются в диапазоне 1900–2000 рублей за тонну. И похоже, на этом уровне они какое-то время продержатся. В Ассоциации строителей России говорят, что «цены на основные стройматериалы в России в ближайшее время снижаться уже не будут. Наоборот, возможен незначительный рост по отдельным позициям (цемент, инертные материалы, растворы и бетоны). Пик снижения цен был пройден в апреле, когда строительные материалы подешевели за месяц на 2,87–3 процента. С осторожным оптимизмом можно говорить, что дно достигнуто или почти достигнуто».

Изменилась и конкурентная среда. «Евроцемент груп» стала терять свои монопольные позиции. Если по итогам 2007 года компания занимала почти 40% рынка, то по итогам первого квартала 2009 года доля группы снизилась до 19,6% (см. график 2). Возможно, лидер рынка таким образом дает остальным производителям сигнал: снижайте объемы производства! С середины прошлого года компания на треть уменьшила загрузку своих заводов. А в этом году к ней присоединились и две другие региональные монополии — «Сибирский цемент» в Сибири и «Парк-Групп» на Дальнем Востоке, которые уменьшили выпуск в среднем на 30–40% по сравнению с прошлым годом (см. таблицу 2). Но остальные крупные производители, в том числе «Новоросцемент», «Мордовцемент» и «Сухоложскцемент», не пошли на пов