Свадьба дела с идеалом

Русский бизнес
«Эксперт» №25 (663) 29 июня 2009
Новое поколение успешных компаний живет с амбициями попасть в вечность. Стать просто большими им нетрудно благодаря уже осуществленным стратегическим инновациям
Свадьба дела с идеалом

В мире существует только одна реальная вещь — это страсть роста.

П. Тейяр де Шарден. «Как я верую»

 

В любой нашей деятельности главным является повод, который заставляет нас действовать, цель, которую мы хотим достичь. Если деятельность привлекает нас только ради почетного положения или денег, которые она приносит, то целиком отдавать ей себя не следует. Тот, кто не понял этого, привязывается к ценностям, обреченным на исчезновение. Чтобы дело было прочным, надо укорениться в том, что бессмертно, бесконечно, вечно.

О. М. Айванхов. «Ищите Царства Божия и правды Его»

 

Они сходу определили: место их дела — в вечности. «Мы хотим быть вечной частной компанией, нам не надо сиюминутной прибыли, мы работаем на будущее». «Мы хотим сделать этот бизнес бесконечно долгим. Почему? Так интереснее, наверное. Делать компанию пять-семь лет, а потом продать? А что дальше? На пенсию идти или создавать что-то новое? Вот этот процесс, все время в скачках, мне не нравится». «Очень хочется, чтобы компания жила долго, и быть в этой компании». «Компания, конечно, должна пережить меня». «Рост — это же не самоцель, это средство достижения цели, которая лежит где-то очень далеко».

«Они» — это предприниматели и компании, олицетворяющие тип бизнеса, черты которого начали относительно недавно проявляться в отечественной экономике. Сначала мы думали, что этот тип призван изменить облик исключительно российской хозяйственной жизни. Но когда кризис поставил вопрос о жизнеспособности нынешней модели мирового хозяйства, стало ясно, что наши герои способны дать содержательные ответы и на глобальные вызовы.

Еще до кризиса мы взяли интервью у руководителей десяти компаний «малого среднего» бизнеса, намеревавшихся в ближайшем будущем превратиться в «большой средний». Методика отбора была буквально такой: «Вы собираетесь вырасти на порядок через несколько лет?» — «Да, собираемся». Предполагалось, что стержнем разговора будет то, как они преодолевают ограниченность ресурсов, необходимых для стремительного роста. Но выяснилось, что наших собеседников это волнует меньше всего. «Конечно, сложности есть, но если ты имеешь планирование не годичное, а трех- или и пятилетнее, а у нас есть план до 2013 года, то в принципе ты все знаешь о тех ресурсах, которые понадобятся. При этом деньги — это самый простой ресурс, в них нет ничего сложного». «Денег для развития не может не хватать». Примерно в том же духе они высказывались о кадрах — и это на пике перегретости рынка труда.

Опасность, с их точки зрения, связана не столько с управлением внешней или внутренней средой компании в конкретный момент времени, сколько с возможностью где-то по дороге утерять видение, которое в классических трудах по менеджменту определяется как понимание причин существования бизнеса. «Наш главный риск заключается в том, насколько может развиваться наше видение бизнеса и насколько мы сами сможем профессионально расти с нашей компанией», — замечает один. «Видение — это страсть, которая должна греть. Для нас не важен сег