Закон торговли

Повестка дня
Москва, 29.06.2009
«Эксперт» №25 (663)

Минпромторг представил в правительство очередной вариант законопроекта о регулировании торговли.

Обсуждение документа началось с поездки премьерского кортежа в столичный магазин «Перекресток». Владимир Путин решил сам проверить утверждение сторонников жесткого регулирования сетевой розницы о том, что крупные сети завышают цены на продовольствие. Ценами на молоко в «Перекрестке» премьер остался доволен, а вот по поводу мяса устроил разнос.

Он прикинул, что наценка на свинину составляет 120%, и назвал ее непомерной. В магазине обещали снизить. Но никто не стал вдаваться в подробности, что это за 120%. Между тем в сети «Лента» объясняют, что расклад такой. Торговцам мясо поступает в виде полутуш, то есть с костями, хвостами и копытами. Причем не по 160–170 руб./кг, как информировали премьера функционеры мясной отрасли, а по 190 руб./кг. Разделка в магазине добавляет к цене поставки 9%. Выход мяса высокого качества, к которому приценивался премьер, составляет 15%. В результате, если отнести к цене поставки среднюю розничную цену всего выработанного из полутуши, то наценка составит 15–20%. Можно посчитать и по-другому: на колхозных рынках мясо продается по той же цене, что и в сетях. Значит, по логике премьера, сети должны играть ниже рынка?

«Мясной эпизод» заставляет задуматься, будет ли после доработки, на которую отослали текст законопроекта, учтена экономическая конкретика отрасли. Есть вероятность, что закон начнет дрейфовать в сторону вариантов, появляющихся, независимо от минпромторговского, в Думе. В них интересы цивилизованной торговли игнорируются якобы ради защиты интересов поставщиков. Предлагается огульно упразднить любые платежи поставщиков в пользу сетей. Но розница под влиянием кризиса и так снижает давление на производителей, иначе нечем будет занять полки. Так что вне закона окажутся экономически обоснованные платежи. Например, поставщик хочет присутствовать во всех магазинах федеральной сети, но при этом самостоятельно не готов доставить товар во все регионы. В этом случае доставку берет на себя сеть, но за плату, которую в противном случае получила бы третья сторона — дистрибутор.

В нынешнем виде, как признают эксперты, минпромторговский вариант по крайней мере не тормозит развитие отрасли и при этом решает болезненные проблемы поставщиков: скажем, в нем ограничиваются сроки оплаты поставленных товаров. Хотя по сравнению с более ранними вариантами в последней версии уже есть уступки ревнителям жесткого курса. Так, изначально Минпромторг был против того, чтобы в целях борьбы с монополизмом порог рыночного доминирования для сетей определялся иначе, чем для компаний в других отраслях. То есть на уровне ниже 35%. Теперь при определенных условиях это возможно. Но алгоритма, чтобы определить появление «условий», в законе нет — возникает риск вольной трактовки со стороны чиновников. Одним из последствий этого может быть ограничение сети в приобретении недвижимости. И опять же из-за многовариантности понятия «недвижимость» регулирующие орг

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (663) 29 июня 2009
    Ингушетия
    Содержание:
    Удар в нервный узел

    Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров наметил путь к выходу из замкнутого круга политического насилия и беззакония на Северном Кавказе и поэтому стал целью террористов. Российскому руководству потребуется большая воля, чтобы усилия Евкурова не пропали даром

    Реклама