Намагниченный капитал

Русский бизнес
«Эксперт» №27 (665) 13 июля 2009
Кризис оказался для продуктового дискаунтера «Магнит» золотой жилой. Систематическая забота об эффективности бизнеса обернулась опережающим ростом курса акций
Намагниченный капитал

На вопрос, как пройти к магазину «Магнит», жители подмосковного Солнечногорска отвечают вопросом: «В который? У нас их четыре, не считая гипермаркета». В городе с населением около 60 тыс. человек краснодарская сеть дешевых универсамов «Магнит» чувствует себя хозяйкой: столичных гигантов здесь нет, местные же магазины не конкуренты ей по ценам. «Цены здесь хорошие. Ниже, чем в любом магазине», — рассказывает пенсионерка по дороге в «Магнит».

Уже на входе в магазин покупатель погружается в формат «жесткий дискаунтер»: не первой свежести полы, узкие проходы завалены коробками с продуктами, которые разбирают фасовщицы.

Все это — результат оптимизации бизнеса, которая позволила «Магниту» в момент кризисного падения фондового рынка оттолкнуться от дна сильнее других розничных компаний и продемонстрировать опережающий рост курса акций. Бумаги сети выросли с января по июль 2009 года на 130%, тогда как у лидера рынка, X5 Retail Group (владеет сетью «Пятерочка»), только на 69% (см график 1).

Успех компании объясняется ростом ее бизнеса. «Магнит» открыл за пять месяцев 181 магазин — в два раза больше, чем за аналогичный период 2008 года, а к концу 2009-го компания планирует довести число своих торговых точек до 430 — общий рост будет полуторакратным. У Х5 эти показатели соответственно 43 и около 100 (по прогнозам аналитиков) — вдвое меньше, чем в прошлом году. Выручка «Магнита» выросла за пять месяцев 2009 года на 34,5% в годовом исчислении, а у Х5 — на 28%. Наконец, «Магнит» решил осенью провести допэмиссию на 10% своих акций. О целях этого размещения компания не сообщает, но аналитики уже предвкушают крупные инвестиции в рост компании.

По мнению экспертов, выделяется «Магнит» среди ритейлеров и растущей эффективностью бизнеса. Рентабельность сети по EBITDA увеличилась с 5% в 2005 году до 9% в первом квартале 2009-го, тогда как у X5 за такой же период она практически не изменилась и сегодня составляет 8,7%. Третья крупная сеть дискаунтеров, «Дикси», показывала незначительный рост эффективности до кризиса (с 4 до 5,6%), но в кризис упала до 3,4% (см. график 2).

Кроме того, в отличие от конкурентов, у «Магнита» практически нет долгов, а те, что есть, в рублях, а не в валюте, и это делает положение компании весьма устойчивым (см. график 3).

Подальше от конкурентов

Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий любит рассказывать, что на создание успешного и нового для России формата жесткого дискаунтера его подвигли московские журналисты, в конце 90-х годов стращавшие ритейлеров грядущим приходом зарубежных сетей в крупные российские города. Поэтому Галицкий решил развивать свой бизнес в глубинке. В 1998 году он стал открывать магазины на родине — в Краснодарском крае, принципиально выбирая города с населением не более 500 тыс. человек. Затем компания начала экспансию в соседние регионы, охватив центральную часть России и проникнув на Урал. В райцентрах ситуация и сегодня остается перспективной для «Магнита»: там нет не то что зарубежных, но даже российских федера

Розничная сеть «Магнит» основана в 1998 году. 51% акций принадлежит Сергею Галицкому.

Включает 2763 магазина формата дискаунтер и 18 гипермаркетов, 9 распределительных центров.

В 2006 году провела IPO, разместив 18,94% акций на РТС и ММВБ.

Капитализация на 3 июля 2009 года — 3,138 млрд долларов.

Выручка в 2008 году — 5,3 млрд долларов.

Число работающих — около 70 тыс. человек