Место санитара вакантно

Экономика и финансы
«Эксперт» №28 (666) 20 июля 2009
Облигационный рынок переполнен бумагами, расплатиться по которым эмитенты не могут или не хотят. Хватит ли Федеральной службе по финансовым рынкам воли и полномочий, чтобы разгрести этот мусор, — неизвестно
Место санитара вакантно

Два случая хорошо иллюстрируют, как легко раньше было компаниям занимать крупные, никак не соответствующие их финансовым возможностям суммы и какой головной болью для инвесторов это обернулось сегодня.

В ноябре 2006 года ООО «Сорус Капитал», занимающееся торговлей фруктами и овощами, разместило дебютный выпуск облигаций на 1,2 млрд рублей. Согласно проспекту эмиссии, чистые активы «Сорус Капитала» за три месяца до размещения (на последнюю отчетную дату) составляли всего 900 млн рублей, то есть меньше размера эмиссии. Поручителями по займу выступили компании «Рубикон», «Контур» и «Тесса», чьи совокупные чистые активы, как следует из проспекта, также не дотягивали до объема эмиссии (соответственно 345 млн рублей у «Рубикона», 557 млн у «Контура» и 245 тыс. у «Тессы»). Погасить облигации первого выпуска «Сорус» должен был в ноябре 2009 года, но этого не случилось — в декабре 2008 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга признал компанию банкротом и открыл конкурсное производство.

Два года назад, в июле 2007 года, свой первый выпуск облигаций разместила авиакомпания «Сибирь». Авиаперевозчик занял сразу 2,3 млрд рублей, что ровно на 300 млн превышало размер его чистых активов. Поручителем за то, что «Сибирь» исполнит свои обязательства по займу, выступило некое ООО «Сибпартнер», созданное за три месяца до эмиссии облигаций с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Других активов у поручителя не имелось, а профиль деятельности был обозначен как «консультационные услуги». В феврале 2009 года авиакомпания «Сибирь» не выполнила обязательств по оферте и сейчас вынуждена реструктурировать задолженность.

Вообще говоря, сам факт того, что сейчас уже по 260 эмиссиям обязательства в том или ином виде не исполнены, заставляет сделать вывод: организация облигационного рынка нуждается в серьезных изменениях. И в первую очередь перемены должны касаться работы регулятора рынка ценных бумаг — Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Сейчас ФСФР главным образом занимается разработкой законопроектов, относящихся к финансовому рынку. Так, в начале июля в Госдуму были внесены два разработанных службой законопроекта: первый снимает ограничения на выпуск ценных бумаг, второй регулирует объединения держателей облигаций. Кроме того, ФСФР пишет информационные письма, где разъясняет, как судам следует рассматривать споры, связанные с облигациями. Однако этим активность регулятора исчерпывается. Как сказал «Эксперту» высокопоставленный источник в ФСФР, сотрудники ведомства уже выступают в судебных спорах инвесторов с эмитентами облигаций в качестве третьих лиц, но не готовы инициировать судебные процессы самостоятельно, поскольку это требует «юридической проработки и соответствующей правовой базы».

Участники рынка между тем ждут от регулирующего органа гораздо большего. «Инвесторы ожидают от ФСФР, которая, по логике вещей, регулирует фондовый рынок, в первую очередь санкций по отношению к недобросовестным эмитентам — то есть к тем, кто вообще отказывается платить, — поделился с