Не упустить выгоду

Русский бизнес
«Эксперт» №28 (666) 20 июля 2009
Можно ли просчитать окупаемость вложений в создание системы управления с использованием средств ERP? Сколько стоит качественная управленческая информация? Разобраться в вопросе поможет третья статья цикла «Тюнинг управления» — совместного проекта «Эксперта» и корпорации Microsoft
Не упустить выгоду

В кризис заказчики «образумливаются» и не позволяют себе былой расточительности, заметил один консультант, чья компания продвигает ERP-решения. И рассказал поучительную историю. Супружеская пара, с которой он неплохо знаком, приобрела квартиру, и ее планировалось сдавать. Сначала потребовался ремонт. И тут началось. Супруги превратили квартиру в полигон для экспериментов: наняли одних дизайнеров, но эскизы их не устроили, и была приглашена другая команда, которую ждала та же участь. Конкурс дизайн-проектов продолжался вплоть до кризиса. Лишь когда в личных финансах семейной пары стали появляться бреши, супруги свернули все эксперименты и наняли бригаду, делающую стандартную отделку. Подрядчик уложился в сжатые сроки, и вскоре квартира наконец была сдана.

Рассказанная притча о расточительности напоминает то, как в недавнем прошлом некоторые компании подходили к построению ERP-систем. Крупные холдинги тратили на автоматизацию десятки миллионов долларов, и лишь немногие менеджеры задавались вопросом возврата инвестиций. Доводилось слышать и о том, как менеджеры ликвидируемых обществ с госкапиталом превращали ERP-проекты в бездонную бочку, в которую вливались все новые и новые финансы. Важно было освоить бюджеты, а то, как будет работать система — и будет ли она использоваться в принципе, — дело десятое.

Но кризис сыграл свою положительную роль: руководство компаний, стремящихся внедрить ERP-системы, теперь вынуждено считать деньги и требовать расчетов по окупаемости вложений. Сразу скажем: просчитать окупаемость не так просто, однако квалифицированные консультанты и производители ERP-платформ при желании заказчика предоставляют обоснование для инвестиций.

Выбор подрядчика

Основные статьи расходов при внедрении ERP-системы — плата подрядчику и стоимость лицензий на право пользования программным продуктом. Соотношение между этими статьями сильно отличается в зависимости от проекта, однако чаще всего услуги консультантов стоят значительно дороже. Исключение — внедрение «коробочных» продуктов, не требующих консалтинга, сложных настроек и доработок. В том числе и по этой причине выбор подрядчика — одно из наиболее сложных решений.

Опрошенные «Экспертом» консультанты утверждают, что, выбрав ERP-платформу, целесообразно сузить круг поиска до двух-четырех кандидатов на роль подрядчика по внедрению. Увеличивать круг соискателей до бесконечности не рекомендуется. Во-первых, вам понадобится дополнительное время на взаимодействие с компаниями-кандидатами: потенциальные подрядчики потребуют назначить встречу с топ-менеджерами вашей компании, обычно не одну, чтобы четко определить требования и пожелания по проекту. Во-вторых, надо понимать, что соискатель тратит свои усилия и до того, как подписан контракт: проектирует систему, анализирует, насколько сильно отличаются ваши требования по реализации бизнес-процессов от того, что система предлагает по умолчанию, и т. п. И очевидно, что если компания-интегратор будет знать об участии в конкурсе еще десяти претенденто