Выращивание города

Спецвыпуск
«Эксперт» №28 (666) 20 июля 2009
Владивосток готовится выступить в роли международного центра — в 2012 году здесь будет проходить саммит АТЭС. Но закрепление за городом высокого статуса — лишь повод развить городскую инфраструктуру. Мечты поколений владивостокцев о благоустроенном и комфортном городе должны реализоваться за два-три года
Выращивание города

Казалось бы, Владивосток просто обязан стать центром международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — здесь сходятся такие транспортные коридоры, как Транссибирский континентальный мост (страны Азии-Владивосток-Москва-страны Восточной и Западной Европы) и Маньчжоули-Харбин (Китай)—Владивосток-порты Японии. Отсюда до Сан-Франциско ближе, чем до Москвы, — 8400 километров. И тем не менее уже почти полтора века город не может реализовать свой потенциал.

До революции Владивосток жил на общемировом уровне и даже лучше некоторых зарубежных соседей, поэтому о его роли не задумывались. В советские времена город засекретили и закрыли — здесь базировался Тихоокеанский флот и другие силы обороны, а также работал целый ряд военных заводов. И хотя связи со странами АТР начали развиваться, город не стал центром сотрудничества государств макрорегиона. В новое время до Дальнего Востока у федерального центра долго не доходили руки.

Лишь сейчас процесс развития Владивостока до уровня центра международного сотрудничества несколько ускорился. Толчок этому процессу дало, по сути дела, сугубо политическое решение провести здесь саммит глав государств и правительств стран — участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году. Это было исключительно волевым решением властей: ведь гораздо проще и экономичнее провести саммит в Москве или Санкт-Петербурге, где все необходимое для такого мероприятия уже есть, чем в довольно сжатые сроки и с огромными финансовыми затратами создавать необходимую инфраструктуру на далекой окраине страны.

Инвестиции в статус и комфорт

В повышение статуса приморской столицы в Азиатско-Тихоокеанском регионе предусмотрено вложить почти 285 млрд рублей — сумма для города невиданная. Эти средства поступают в рамках федеральной подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Из федерального бюджета на преображение города выделяется 202,2 млрд рублей, из краевого — 17,7 млрд, и еще более 64 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников.

На эти средства предполагается реализовать свыше 30 крупных проектов, призванных существенно повысить качество жизни во Владивостоке. Краевые власти выступают государственным заказчиком по 12 объектам. На трех из них уже ведутся строительные работы — это мостовой переход через бухту Золотой Рог, очистные сооружения Артемовского гидроузла (готовность объекта — 80%) и реконструкция центральной системы канализации Владивостока.

Среди наиболее крупных объектов транспортной инфраструктуры стоит отметить возведение новой автотрассы, которая свяжет международный аэропорт Кневичи, расположенный в 50 километрах от Владивостока, с основными объектами форума АТЭС-2012, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, замену светосигнального оборудования, расширение места стоянок широкофюзеляжных самолетов и строительство нового международного терминала.

Самые сложные и масштабные объекты — мосты на

История Владивостока началась 150 лет назад. В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский открыл в заливе Петра Великого удобную бухту, которую назвал Золотым Рогом. По его приказу 20 июня 1860 года три офицера и 37 солдат начали строить здесь военный пост, положивший начало современному Владивостоку.

В 1862 году пост Владивосток был переименован в порт и была разрешена торговля иностранными товарами. Первые несколько лет город развивался медленно. Но в 1871 году из Николаевска-на-Амуре сюда переносится главный порт России на Тихом океане, и с тех пор развитие этого населенного пункта начало набирать темпы: здесь строились административные и жилые здания, начала зарождаться промышленность, росла торговля. В 1872 году бухта Золотой Рог стала местом базирования кораблей Сибирской военной флотилии. В гавань Владивостока заходили голландские, английские, американские, японские и немецкие суда. С 1880 года началось регулярное товарно-пассажирское морское сообщение Владивостока с другими российскими городами, и тогда же Владивосток получил статус города.

На рубеже XIX-XX веков на долю главного российского форпоста на Тихом океане выпало много интересных и драматических событий: от обороны в Русско-японской войне 19041–1905 годов и статуса вольного города до иностранной интервенции 1920-х годов и освобождения от захватчиков силами партизанских отрядов в 1922-м. В советский период Владивосток был главной базой Тихоокеанского флота и многие годы оставался закрытым городом.

Новый этап в истории столицы Приморского края начался 1 января 1992 года, когда город разрешили посещать иностранцам. С этого времени значимость Владивостока как центра международного сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе год от года неуклонно растет. Первое генеральное консульство во Владивостоке открыла Индия 9 сентября 1992 года. Затем здесь обосновались консульства США, Республики Корея, Японии, Вьетнама. Сегодня в городе открыто около полутора десятков консульских учреждений — Владивосток является третьим после Москвы и Санкт-Петербурга городом России, где сосредоточено наибольшее число зарубежных дипломатических представительств.

Владивосток поддерживает внешнеэкономические отношения с 29 странами мира, из которых наиболее активно развиваются связи с Китаем, Южной Кореей, Японией и Сингапуром.