Мы плывем вперед — это невероятно!

На протяжении нескольких веков изменение такелажных технологий меняло не только структуру торговых морских путей, но и геополитическую систему

Изобретение косого паруса впервые позволило человечеству плыть против ветра — новация принципиально изменила мореходство. О роли этого изобретения в мировой истории и о том, как мореходные технологии меняли мировую торговлю и политику, корреспондент «Эксперта» побеседовал с научным сотрудником Гамбургского международного музея мореходства Герритом Менцелем.

— Господин Менцель, наш журнал не о мореходстве, так что давайте сразу поясним, что такое косой парус.

— Есть два основных типа парусов — прямой и косой. Прямой — это обычный парус, кусок ткани, который тянет корабль туда, куда дует ветер. Косой парус — обычно треугольный, но часто и четырехугольный — позволяет использовать энергию ветра так, чтобы корабль мог идти против ветра. На практике это выглядит следующим образом. Корабль движется вперед зигзагом, подставляя встречному ветру то один, то другой борт. Ветер постоянно дует как бы «в скулу», толкая судно вперед и в сторону. Раз за разом корабль поворачивается к ветру то одним, то другим бортом — перекладывает галс. И в итоге продвигается вперед. Такая технология позволила кораблям получить колоссальную по тем временам маневренность.

— То есть это была ключевая технология?

— Я бы сказал, что само по себе изобретение паруса было ключевой технологией. Поставить на палку прямоугольный кусок ткани, чтобы толкать лодку вперед, — это надо было догадаться. А изобретение косого паруса, позволявшее плыть против ветра, — это, несомненно, был еще один прорыв.

— Достаточно противоестественная идея — плыть под парусом против ветра.

— Да, совершенно безумная. Я при этом не присутствовал, но, думаю, древние мореплаватели чуть рассудка не лишились, когда впервые увидели такое. Ветер дует нам в лицо, а мы плывем вперед. Если честно, я сам не могу это до конца понять. Но моряки быстро привыкли и стали использовать это в своих нуждах.

— Как именно?

— Косой парус дал кораблям принципиально иную мобильность. Он сделал надежными торговые маршруты, прежде зависевшие от ветра. Вот представьте: вы купец, приплыли благодаря попутному ветру в некий порт. Но чтобы вернуться домой, вам нужно очень долго ждать, пока ветер поменяется, — иногда неделями. Понятно, что такая торговля была ненадежной и непредсказуемой. Косой парус частично решил проблему. Неудивительно, кстати, что первоначально он стал распространяться в Средиземном море с его стабильными ветрами. Здесь преобладают ветра, дующие с юго-востока на северо-запад. И конечно, для кораблей, которым надо было плыть в противоположную сторону, это представлялось проблемой. Решением стал латинский парус — косой парус, укрепленный сбоку от мачты. Это позволило успешно плыть против ветра.

— Часто за такие выигрыши приходится платить чем-то другим...

— Так произошло и в этом случае. Из-за особенностей конструкции — крепления сбоку от мачты — латинский парус часто приходилось снимать с одной стороны мачты и устанавливать с другой стороны, в зависимости от направления ветра. Понимаете, парус всегда оптимально работает, лиш