Всем дать корвалола

Русский бизнес
«Эксперт» №32 (669) 24 августа 2009
Продажа безрецептурных лекарств в розничных магазинах — мера, предложенная правительству РФ Минпромторгом, — ударит по бизнесу аптек и по конечному потребителю
Всем дать корвалола

В 2006 году гигант мировой розницы и мастер экономии Wal-Mart открыл для себя новый источник низких цен. Это была торговля безрецептурными лекарствами. Проанализировав ассортимент медикаментов, категорийные менеджеры сети убедились, что большую часть препаратов, торгующихся под брендами фармацевтических компаний, можно заменить качественными, но более дешевыми дженериками. В итоге родилась программа «Лекарства по 4 доллара». По оценкам компании, за прошедшие годы их покупатели сэкономили на этом около 2 млрд долларов. А в 2009 году лекарственная программа Wal-Mart вышла на новый уровень. В торговых центрах сети, под ее брендом, появились аптеки и оптики, имеющие право выписывать рецепты. Снижение цен распространилось на оправы и линзы, а также на рецептурные лекарства. Причем если в магазине Wal-Mart, ближайшем к покупателю, аптека отсутствует, то он может по интернету предъявить рецепт, выписанный врачом, и заказать бесплатную доставку препарата.

Не исключено, что внесенное недавно в правительство РФ предложение Минпромторга — разрешить продажу безрецептурных лекарств в магазинах розничной торговли — вдохновлено опытом американского ритейлера. Заявленная цель поправки к закону «Об обращении лекарственных средств» — повысить конкуренцию на рынке и повысить физический доступ потребителей к точкам продаж. Если они будут внесены, потребитель сможет покупать лекарства вместе с хлебом и молоком.

Однако участники аптечного рынка и аналитики не уверены, что последствия такой реформы будут благими. По их мнению, появление новых игроков не увеличит объем фармрынка, но снизит прибыль аптечных сетей, что в лучшем случае приведет к слияниям и поглощениям. В худшем же случае рынок ожидают банкротства более слабых игроков и сокращение числа аптек, что снизит доступность рецептурных лекарств для покупателей. Кроме того, если крупные розничные сети смогут гарантировать качество товара от производителя за счет крупных закупок у ведущих дистрибуторов, то происхождение лекарств, приобретаемых мелкими розничными магазинами, останется под вопросом. Количество контрафакта, которое сейчас не превышает 1%, может увеличиться. Неясен и вопрос специализации продавца: то ли фармтовары в розничных сетях будут продавать провизоры, то ли обычные продавцы, которые, очевидно, не смогут дать профессиональной консультации по применению препарата.

Со своей стороны ритейлеры очень осторожны в оценке перспектив торговли лекарствами. Они соглашаются с опасностью роста контрафакта на рынке фармацевтики и не обещают более низких цен на лекарства, вопреки ожиданиям Минпромторга.

Лакомый кусок болеутоляющего

По данным агентства DSM Group, рынок безрецептурных лекарств в 2008 году составил 113 млрд рублей. В 2009 году эксперты ожидают его роста до 140 млрд рублей, в 2010 году — до 150 миллиардов. Если безрецептурные лекарства после внесения поправок в закон выйдут на рынок FMCG (fast moving consumer goods, товары повседневного спроса), аптеки могут потерять как минимум 15–20 млрд рублей, и