Мебельщикам нужна розница

Русский бизнес
«Эксперт» №37 (674) 28 сентября 2009
Воронежская мебельная компания «Ангстрем» хочет стать лидером рынка за счет инноваций и контроля над издержками. Но ее рост может быть ограничен отсутствием в стране масштабной мебельной розницы
Мебельщикам нужна розница

Кто шагает дружно в ряд? Наш отряд, отряд орлят!» С позывными трубы в детском лагере под Воронежем бодро маршируют «орлята». Правда, далеко не детского возраста: это владельцы мебельных торговых центров. Да и галстуки у них бирюзовые — фирменного цвета компании «Ангстрем», крупнейшего в России производителя мебели. «Поставить огромный памятник сапогу возле мебельного магазина», «сделать моду на мебель сезонной», «установить мебельный салон возле загса, чтобы возле него фотографировались новобрачные», выкрикивают «орлята». Эти странные предложения — на самом деле мозговой штурм.

Воронежская компания собрала дилеров, чтобы решить, как надо продвигать мебель в кризис. «Ангстрем» регулярно устраивает встречи с дилерами в неформальной обстановке, чтобы лучше понимать рынок. Но нынешнее мероприятие особенно важно. Российский рынок мебели в 2009 году сократился почти вдвое, рентабельность мебельного бизнеса, и раньше невысокая, сегодня приблизилась к нулю. Уже есть случаи банкротства компаний. Например, сворачивают бизнес известный кировский производитель мебели «Лотус», московский «Престиж», обанкротилась крупная сибирская сеть «Энергия уюта». Выйти из кризиса может помочь только инновационный подход к продвижению и принципиально другая структура сбыта, считают в «Ангстреме». А для этого и производителям, и дилерам нужно подняться на новый уровень партнерства.

Выросли на престиже

Не случайно о необходимости менять структуру мебельного рынка заговорил именно «Ангстрем». Сегодня это один из крупнейших производителей в России, предлагающий полный спектр мебели для дома: корпусную, мягкую, кухни. По данным мебельного консалтингового агентства SMP Consult, компания занимает около 2% российского мебельного рынка — неплохой показатель, учитывая его абсолютную раздробленность.

Но главное другое. В кризис компания увеличила оборот почти на 10%. При этом растет «Ангстрем» не только за счет линейного развития — увеличения точек продаж, но и за счет эффективности компании, сокращения себестоимости и инновационных продуктов.

«Ангстрем» производит корпусную мебель с начала 90-х годов на собственных фабриках в Воронеже. Вначале, как и все крупные мебельщики в нашей стране, компания выпускала нехитрые прямоугольные шкафы и стенки — постсоветский ажиотажный спрос сметал все. В конце 90-х «Ангстрем» вышел в средний рыночный сегмент, предложив инновационный по тем временам продукт — стенки «Престиж» с гнутыми фасадами. Эту довольно сложную модель трудно было скопировать, и она сразу отделила «Ангстрем» от конкурентов — польских и российских производителей стандартной корпусной мебели. И тем более от отечественных полуподвальных цеховиков с их кустарными изделиями из ДСП, с кромками, буквально приваренными утюгом.

Помимо того, «Ангстрем» одним из первых на рынке (как и мебельный холдинг «Катюша») предложил модульный принцип формирования мебели — по типу конструктора. Линия «Престиж» стала пользоваться невероятной популярностью: по статистике, такая мебель стояла в каждой