Рыбаки ждут интервенций

Русский бизнес
«Эксперт» №37 (674) 28 сентября 2009
Государственные закупки лососевых на Дальнем Востоке позволят остановить критическое снижение цен на рыбное сырье и увеличить поставки рыбы на внутренний рынок
Рыбаки ждут интервенций

На днях на Дальнем Востоке должны начаться рыбные интервенции. Подобное происходит в отрасли впервые. В Росрыболовство предложение о проведении госзакупок поступило от приморских рыбаков — в текущую лососевую путину они выловили рекордное количество рыбы и теперь обеспокоены стремительным падением цен на свою продукцию. За последние два месяца стоимость килограмма горбуши с отгрузкой из портов опустилась с 60 до 20 рублей, а в отдельных регионах доходила до 10 рублей. При этом в европейской части России розничные цены на ту же рыбу держались на уровне 100–150 рублей за килограмм. По мнению рыбаков, государственные интервенции позволят сохранить рентабельность в производстве рыбы и удержать рыбопромышленные компании от разорения.

Не готовы к дарам природы

«Только представьте наше состояние: еще недавно килограмм горбуши стоил 60 рублей, но через несколько дней цена опустилась до 40 рублей, а еще через несколько — до 30 рублей, при этом на берег постоянно приходили новые рыбацкие суда и все знали, что завтра рыба будет стоить еще дешевле», — говорит один из рыбаков.

Нынешний рекордный вылов на Дальнем Востоке объясняется двумя причинами: природно-климатическими условиями и обелением отрасли: по существующему сегодня законодательству всю выловленную рыбу рыбаки должны привезти на российский берег. Но главный фактор — это все-таки неожиданный дар природы. Обычно даже в удачный для вылова год средние объемы лососевой путины, когда идут такие виды рыбы, как горбуша, кета, нерка и чавыча, составляют не более 350 тыс. тонн (в прошлом году вылов лососевых составил 275 тыс. тонн). В 2009 году улов рыбаков превысил 500 тыс. тонн.

Как оказалось, принять этот дар наша экономика не в состоянии, прежде всего из-за отсутствия необходимой инфраструктуры по переработке и доставке рыбы населению: складов хранения, железнодорожного транспорта. Острый недостаток специальных холодильных комплексов — серьезная проблема для развития рыболовства. В целом по России объем таких мощностей составляет порядка 250 тыс. тонн. Для сравнения: в одном лишь южнокорейском портовом городе Пусане складов в пять-шесть раз больше, чем во всей нашей стране. Во Владивостоке, куда свозилась выловленная рыба, объемы терминалов составляют всего 40–50 тыс. тонн, притом что в ходе этой лососевой путины единовременно на берег могло поступить порядка 100 тыс. тонн рыбы.

Теоретически излишки рыбопродукции можно было бы сразу с судов направлять на железнодорожные рефрижераторы. Однако помимо недостатка береговой инфраструктуры рыбаки столкнулись и с нехваткой вагонного парка. Это не давало им возможности своевременно увозить рыбу в глубь страны. И до тех пор, пока проблему не разрешили в ручном режиме (во Владивосток по лососевому вопросу специально приезжало руководство РЖД), вал рыбной продукции если не портился, то уходил в другие страны, преимущественно в регионы Юго-Восточной Азии.

По данным Росстата, по итогам восьми месяцев 2009 года импортозависимость по рыбе и рыбопродуктам в целом по стр