Большая модернизация для маленьких

Русский бизнес
«Эксперт» №41 (678) 26 октября 2009
Metro C&C начинает в России программу поддержки независимых продовольственных магазинов. Так немецкий гигант развивает свой рынок. А мелкая розница превращается в конкурента торговым сетям
Большая модернизация для маленьких

«Он стал больше!» — делится покупательница впечатлениями от изменений в интерьере заштатного магазинчика под вывеской «Продукты». «И ассортимент расширился», — вторит ей другая посетительница. Между тем эта торговая точка как занимала четырехкомнатную квартиру на первом этаже московской многоэтажки, так и занимает. Более того, ассортимент в «Продуктах» не расширился, а сократился на треть. Просто модернизация, которую провела здесь одна из крупнейших в мире сетей мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry, прошла по канонам лучших торговых практик. И из магазина советского образца, где товар прятался за широкими спинами продавщиц, торгующих через прилавок, а б/у холодильники загромождали торговый зал так, что между ними не каждый мог протиснуться, «Продукты» превратились в светлый, просторный мини-маркет, где легко разглядеть весь товар. Этери Акакиевна, хозяйка магазина, тоже довольна. Она поит нашего корреспондента свежесваренным кофе с тортом и рассказывает: «Летом, до ремонта магазина, ежедневная выручка составляла около 40 тысяч рублей, а сейчас — 60–70 тысяч».

Гора идет к мелкой рознице

Магазин Этери Акакиевны стал пилотным для программы поддержки мелкой российской розницы, запущенной Metro C&C. В программе могут участвовать несетевые магазины площадью до 100 кв. метров. Metro организует для них консалтинговую помощь. Хозяева таких точек, как правило, оторваны от информации о последних достижениях в торговых технологиях. Это тормозит не только их собственное развитие, снижая конкурентоспособность на фоне экспансии торговых сетей, но и рост Metro как их поставщика, что стало особенно заметно в кризис. Так, число постоянных покупателей у Этери Акакиевны в последнее время снизилось. Если раньше сюда за покупками приходили работники расположенного неподалеку автосалона и их клиенты, а также сотрудники филиала строительной компании ПИК, то сегодня филиал закрыт, а из шести менеджеров автосалона остался один.

Модернизация проходит в несколько этапов. Прежде всего консультанты определяют целевую аудиторию магазина. Как рассказал менеджер Metro C&C Александр Мальчевский, раньше «Продукты» притягивали местный «асоциальный элемент», чей основной интерес — выпивка. Между тем магазин расположен среди жилых домов и нескольких офисов. Поэтому консультанты рекомендовали сделать фокусом «Продуктов» семейное потребление и обеды клерков. С учетом этого изменились часы работы: раньше магазин открывался в 10 часов, а теперь — в 8.30, так что сотрудники офисов могут заскочить в него перед работой.

Изменился и ассортимент: была расширена выкладка товара, в котором заинтересованы молодые семьи, дети, офисные работники: свежий хлеб, свежая выпечка, молочные продукты (по словам Этери Акакиевны, доля молочной продукции в выручке выросла с 20 до 40–50%), деликатесы, соки, воды, шоколадные батончики, жевательная резинка, фрукты-овощи. При этом сильно сократилось количество дешевых вин и водки. В итоге, когда консультанты приехали проверить, как магазинчик ф