Монополия спинового льда

Наука и технологии
Москва, 02.11.2009
«Эксперт» №42 (679)
Загадка магнитного монополя — единичного магнитного заряда — волновала умы физиков не один десяток лет. Современные нанотехнологии позволили воспроизвести «монопольный» эффект, но утверждать, что долгожданный заряд действительно найден, преждевременно

Одной из самых громких научных сенсаций этого года, привлекших к себе повышенное внимание мировых СМИ, стала информация о долгожданном экспериментальном обнаружении магнитных монополей.

Эти полулегендарные частицы — но­сители базового магнитно­го заряда («придуманные» фи­зи­ка­ми-теоретиками по аналогии с электронами и протонами — носителями единичных электрических зарядов) были якобы найдены сразу несколькими группами ученых при исследованиях особого класса ферромагнитных веществ, так называемых спиновых льдов (spin ice).

Первые статьи на эту тему появились летом этого года в известном электронном хранилище научных публикаций arXiv, а в начале сентября две наиболее интересные работы, проделанные группами Джонатана Морриса и Тома Феннелла, удостоились внимания столпа мирового научпопа — журнала Science.

Не успела немного утихнуть первая волна противоречивых комментариев по поводу полученных этими исследовательскими командами эффектных результатов, как уже через месяц с небольшим в гонку публикаций включился один из первооткрывателей спинового льда Стивен Брэмвелл из Лондонского центра нанотехнологий. На страницах конкурирующего журнала Nature группа Брэмвелла представила общественности ни много ни мало первые данные экспериментальных измерений величины магнитного заряда и магнитного тока, искусственным образом созданного в результате изощренных манипуляций с кристаллической решеткой титаната диспрозия (Dy2Ti2O7), одной из важнейших разновидностей спинового льда. Брэмвелл и его коллеги вполне резонно предложили назвать обнаруженное ими новое физическое явление — магнитный эквивалент электричества — магнетричеством (magnetricity).

Отдельно юг, отдельно север

Так что же на самом деле удалось увидеть группам Брэмвелла, Морриса, Феннелла и другим исследователям свойств таинственного спинового льда? Неужели они и вправду наконец нашли магнитный монополь, безуспешными поисками которого занимались на протяжении многих десятилетий сотни, если не тысячи их коллег? И есть ли в обозримом будущем у человечества шансы на то, что магнетричество найдет широкое практическое применение в различных областях науки и техники?

Однозначных ответов на эти вопросы пока, пожалуй, не рискнет дать никто из специалистов, но по крайней мере в главном практически все они солидарны: как бы ни хотелось отдельным горячим головам выдать желаемое за действительное, пресловутый магнитный монополь в его исходном классическом понимании (в виде отдельной частицы) отловить все еще никому не удалось. То есть реальных частиц с одним изолированным магнитным полюсом (северным или южным), гипотезу о возможном существовании которых в природе впервые выдвинул в 1931 году выдающийся британский физик Поль Дирак, Брэмвелл и Ко отнюдь не детектировали.

Скажем, по мнению доцента кафедры общей и прикладной физики Нижегородского технического университета Бориса Булюбаша, «найдено всего лишь своеобразное состояние специфически организованного твердого тела. Такие состояния называют квазичастицами,