Проверка тары на прочность

Русский бизнес
Москва, 02.11.2009
«Эксперт» №42 (679)
Один из наиболее динамично развивающихся рынков России — гофроупаковки — в кризисе. Если его участники не добьются повышения цен на свою продукцию, то в скором времени в этом сегменте можно ожидать череды банкротств и закрытия ряда производств

Есть в российском лесопромышленном комплексе один любопытный сегмент, куда все последние годы непрекращающимся потоком шли инвестиции. Это упаковка из гофрокартона. С начала перестройки совокупные инвестиции в новые мощности по производству гофроупаковки составили почти 1,4 млрд долларов. Среднегодовые темпы роста этого сегмента рынка, сопоставимые с потреблением продуктов питания и непродовольственных товаров, всегда были очень высокими и даже за последние пять лет (с учетом кризисного 2008 года) не опускались ниже 6–7% в год (см. график 1). С 2000-го по 2008 год объем производства гофропродукции вырос более чем в два раза, с 1,6 до 3,4 млрд кв. м в год. Динамика роста в последние годы обеспечивалась за счет активных инвестиций в новые производственные мощности, которые осуществляли как традиционные, так и новые игроки. Но кризис жестко показал, что азарт, с которым в отрасли строились новые фабрики, был во многом чрезмерен, и застал большинство игроков в начальной инвестиционной фазе — теперь они несут убытки из-за низкой рентабельности бизнеса (см. таблицы 1, 2) и перепроизводства.

Нам бы что-нибудь попроще…

По итогам восьми месяцев 2009 года производство в отечественной гофроупаковочной индустрии снизилось на 8%. Как и везде, с конца прошлого года здесь стали нарастать проблемы, связанные с девальвацией рубля, падением платежеспособного конечного спроса на продукцию отечественных предприятий — тех, которые используют картонную упаковку. Меняется структура платежеспособного спроса населения, снижается розничный товарооборот в основных отраслях — потребителях упаковки. Сами потребители стали более осторожно планировать закупки упаковки и начали оптимизировать ее складские запасы. По всей видимости, меняется и структура потребления упаковочных материалов в ряде отраслей (пивоварение, ликеро-водочное производство, бытовая химия и др.). Появились примеры снижения материалоемкости упаковки: употребление более дешевых материалов (к примеру, замена гофроупаковки полимерными пленками при производстве прохладительных напитков), удешевление способов печати и отделки.

Кроме того, с октября 2008 года на российский рынок гофроупаковки стал давить импорт. По данным крупнейшего игрока в отрасли компании «Готэк», в октябре—декабре 2008 года импорт составил около 19,3 млн кв. м гофроящиков на сумму более 15 млн долларов. Точных данных по 2009 году пока нет, но у специалистов появилось ощущение, что импорт существенно увеличился за счет поставок из Украины и Белоруссии. По оценкам «Готэка», импорт за январь—сентябрь этого года вырос почти на треть.

Больше других из-за падения объемов производства гофроупаковки пострадали предприятия, основу клиентской базы которых составляют ведущие игроки отраслей-потребителей. В финансовом плане самым незавидным оказался удел тех независимых производителей гофротары, которые только-только запустили новые фабрики. Критическая ситуация обусловлена в первую очередь ростом процентных ставок по банковским кредитам (с 9–10% в 2008

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (679) 2 ноября 2009
    Пенсионная реформа
    Содержание:
    Отодвинем старость подальше

    Пенсионный возраст в России слишком низок. Такую нагрузку на финансовую систему не позволяет себе ни одна развитая страна мира. Нарастающий дефицит Пенсионного фонда и демографические тенденции объективно приведут к увеличению пенсионного возраста

    Международный бизнес
    Реклама