Менеджмент по-суворовски

Книги
«Эксперт» №45 (682) 23 ноября 2009
Менеджмент по-суворовски

«Великий полководец предложил продуманный и детализированный управленческий подход… Он опередил свое время на 250 лет», — пишет о Суворове автор книги «Наука побеждать» Вячеслав Летуновский. Вот уже пятнадцать лет он работает с персоналом крупнейших компаний: DHL, Tetra Pak, «ЛУКойл», Альфа-банк, МТС. В поиске близкой по духу русскому человеку программы управления персоналом и компанией он обратил внимание на правила полководца Суворова и, спроецировав их на современный бизнес, представил нынешним менеджерам нового учителя. Эффективность — вот один из основополагающих принципов стратегии полководца, у которого было более шестидесяти крупных побед и ни одного поражения. Наглядный пример — соотношение потерь в сражениях: на одного русского солдата приходилось восемь-десять вражеских.

Методы обучения в школе Суворова формировали у солдат сценарное мышление, которого так не хватает нынешним менеджерам всех звеньев, особенно сегодня, в кризис. Нестабильность рынка показала, что унифицированная система планирования не способна предсказать компаниям ситуацию. Здесь нужно действовать, как на поле боя, — иметь сразу несколько вариантов развития событий. Формула успеха проста, но требует внутренних усилий от управленца: глазомер (оценка ситуации) — сценарии (решения) — постановка задач (мотивация) — действие (быстрота, настойчивость) — результат (закрепление успеха) — оценка результата (разбор полетов). В методах Суворова мы можем обнаружить и «управление по ценностям», и «обучающую организацию», и «сценарное планирование», и «кайдзен», и «генчи генбуцу» из «бережливого производства».

Автор удачно сопоставляет примеры исторических сражений полководца и действий компаний, борющихся за рынки.