Снять национальный флаг

Международный бизнес
«Эксперт» №45 (682) 23 ноября 2009
Слияние британской British Airways и испанской Iberia станет началом новой волны консолидации авиационной отрасли
Снять национальный флаг

После полутора лет переговоров авиакомпании British Airways (BA) и Iberia договорились об объединении. Сам процесс слияния займет около года и потребует одобрения антимонопольных органов. В результате сделки появится пятая в мире и крупнейшая в Европе авиакомпания. Но главное, впрочем, не размер: маршрутные сети ВА и Iberia очень хорошо дополняют друг с друга, что делает объединенную компанию одним из самых конкурентоспособных игроков на рынке пассажирских авиаперевозок.

Так, у British Airways сильные позиции на трансатлантических маршрутах из Европы в Северную Америку, а также в главных аэропортах Азии, включая бывшие британские колониальные форпосты Сингапур и Гонконг. Iberia же — лидирующий европейский перевозчик на латиноамериканских маршрутах. По числу пассажиров объединенная британо-испанская BA-Iberia, которая в 2008 году перевезла бы 62 млн пассажиров, обойдет малобюджетную Ryanair (57,6 млн), немецкую Lufthansa (54,7 млн) и франко-голландскую Air France-KLM (50,5 млн). В сумме у новой BA-Iberia будет 419 самолетов и 205 маршрутов, причем маршрутная сеть станет опираться на два ведущих аэропорта Европы — лондонский Хитроу (67,1 млн пассажиров в 2008 году) и мадридский Барахас (50,8 млн). Оба хаба расположены на самом западе Европы, что делает пересадки на трансатлантические рейсы в них удобнее, чем во Франкфурте или в Вене.

Сделка — знак новой волны консолидации авиаперевозчиков. Эта консолидация, которая приведет к появлению подлинно международных авиакомпаний, является вынужденной (мировая авиационная отрасль несет сегодня огромные убытки), но в итоге она повысит эффективность индустрии и позволит компаниям предложить пассажирам более привлекательные цены и удобные маршруты.

Впрочем, чтобы укрупнение в авиационной отрасли набрало обороты, национальные правительства еще должны открыть свои рынки для слияний и свободы перелетов. Судя по последним решениям на межправительственном уровне, власти многих стран это понимают и готовы отказываться от протекционизма, подталкивая авиакомпании к укрупнению.

British Aerolineas

В рамках слияния BA и Iberia акционеры ВА получат 55% акций новой холдинговой компании (название окончательно не определено, пока используется название TopCo), акционеры Iberia — 45%. Штаб-квартира новой авиакомпании будет расположена в Лондоне. Новое предприятие будет зарегистрировано в Испании для целей налогообложения, но его акции будут котироваться на бирже в Лондоне. Объединение ВА и Iberia, таким образом, стало весьма похожим на сделку по слиянию Air France и KLM в 2004 году.

Впрочем, авиакомпании договорились, что Iberia сможет отказаться от слияния, если будет недовольна действиями ВА по управлению пенсионной системой для своих сотрудников (вопрос пенсионного фонда British Airways — едва ли не самый спорный из тех, что обсуждались в ходе долгих переговоров).

«Слияние создаст сильную европейскую авиакомпанию, которая будет способна конкурировать в XXI веке, — прокомментировал сообщение о сделке президент BA Уилли Уолш.