Не те изменения

Повышение ставки транспортного налога порождает множество новых проблем, не решая главной своей задачи — увеличение доходов региональных бюджетов. Менять надо не ставку налога, а налогооблагаемую базу

Драматическая эпопея с повышением ставок транспортного налога, похоже, подходит к концу: Совет Федерации утвердил новый вариант изменений в редакции согласительной комиссии. Базовые ставки налога останутся на прежнем уровне, однако регионам будет предоставлено право увеличивать их в десять раз, а не вдвое, как сейчас.

Напомним, что первоначальный вариант поправок в 28-ю главу Налогового кодекса («Транспортный налог») предусматривал повышение базовой ставки налога на транспортное средство в два раза, при этом региональному руководству давалось право повысить ее еще в пять раз. В таком виде законопроект был одобрен федеральным правительством и внесен в Госдуму, при этом повышение ставок правительство мотивировало необходимостью пополнить региональные бюджеты, куда транспортный налог перечисляется в полном объеме. Однако общественность такую заботу о регионах, мягко говоря, не оценила — 25 октября во многих субъектах федерации прошли акции протеста автомобилистов против увеличения транспортного налога.

Впрочем, власти сделали из этого единственный вывод — закон нужно принимать как можно быстрее, и 11 ноября думское большинство одобрило удвоение ставок сразу во втором и третьем чтениях. Торопливость породила новый скандал: выяснилось, что депутаты голосуют, не имея на руках окончательного текста закона — его не размножили и не раздали. Скандал по этому поводу подняла оппозиция, справедливо отмечая, что при такой процедуре можно написать в законопроекте все что угодно, с другой стороны, и обсуждать по существу практически нечего — текста-то нет. В результате третье чтение перенесли на два дня. 13 ноября законопроект, увеличивающий вдвое базовую ставку транспортного налога и разрешающий региональным властям повышать налог максимум в пять раз, был в третьем чтении одобрен большинством голосов (вся оппозиция была против).

Однако дальше стандартный сценарий принятия непопулярных законов дал сбой: 17 ноября руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин заявил, что «российские граждане, автолюбители, общественные организации высказались против повышения ставки налога, и с учетом этого обстоятельства и поручения президента законодателям рекомендовано пересмотреть решение о повышении транспортного налога». Выполняя поручение президентской администрации, Совет Федерации отклонил законопроект и вернул его на доработку в Госдуму. Для доработки документа была сформирована согласительная комиссия, результатом работы которой и стало соломоново решение: увеличить не базовые ставки налога, а возможности регионов по их корректировке.

Проигрывают все

Очевидно, что главными пострадавшими в этой истории оказываются даже не автомобилисты, а региональные власти, на которые центр фактически переложил всю ответственность за принятие непопулярных решений. При этом и отказаться от повышения транспортного налога большинству субъектов федерации практически невозможно ввиду плачевного состояния региональных бюджетов.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), поступ

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (683) 30 ноября 2009
    Алюминий
    Содержание:
    Солнце встает на востоке

    Полноценное присутствие на емком и динамично развивающемся азиатском рынке жизненно важно для «Русала», чтобы сохранить свою долю на мировом алюминиевом рынке. Контракты с местными потребителями и IPO на бирже Гонконга позволят приучить местный бизнес к тому, что на его территории появился новый крупный игрок со своими интересами

    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама