Конец света откладывается

Экономический кризис сильно затруднил, но не обнулил инновационную активность предприятий. На фоне рыночной неопределенности и резкого ухудшения финансового состояния компаний расходы инновационно активных игроков на обновление оборудования и корпоративные НИОКР подверглись умеренному секвестру

То, что кризис не лучшее время даже для рутинных инноваций типа планового обновления оборудования, понятно без всяких исследований. Тем не менее наши опросы (в рамках проекта анкетировалось более 500 компаний обрабатывающих отраслей промышленности) позволяют «оцифровать» масштаб бедствия. Более половины предприятий выборки в 2009 году снизило инновационную активность по сравнению с 2008 годом, при этом только у 10% компаний в нынешнем году отмечен рост инновационной активности. По сравнению с прошлым годом распределение компаний по динамике инновационной активности изменилось кардинально: если в 2008 году лишь для 7% компаний отмечалось снижение уровня инновационной активности, а для 74% — его сохранение или повышение, то в 2009 году соотношение этих групп стало обратным: 52 против 25%.

Понятно, что одним из главных факторов снижения инновационной активности стало резко ухудшившееся финансовое состояние компаний: удельный вес фирм с плохим и критическим финансовым состоянием в выборке увеличился более чем в два раза — почти до 40%.

Однако куда более интересно другое. В условиях кризиса происходит определенная селекция: есть компании, которые невзирая на кризис продолжают вкладываться в инновации, и есть те, для которых инновации — одна из первых «жертв» программ экономии издержек. Наибольшую стресс-устойчивость демонстрирует группа компаний, реализующих инновации постоянно, в рамках стратегии повышения конкурентоспособности (треть фирм выборки). Напротив, наиболее подвижны компании, осуществляющие инновации ситуативно, при наличии свободных средств, многие из них отказываются от технологических инноваций полностью или существенно сокращают соответствующие расходы.

В условиях ухудшения финансового положения, при значительном повышении стоимости импорта оборудования компании в первую очередь отказались от наиболее емкой составляющей расходов на инновации — инвестиций в новое оборудование. По сравнению с 2007 годом в период кризиса круг инвестирующих в новое оборудование заметно сократился (с 74 до 60%), при этом те компании, которые продолжают осуществлять такие вложения, снизили их уровень. А вот затраты на НИОКР более устойчивы: количество компаний, финансирующих исследования и разработки, уменьшилось не столь значительно — с 39 до 33%. В известной мере это следствие отмечавшейся нами в более ранних исследованиях* зависимости: если для компании технологические инновации являются стратегическим инструментом повышения конкурентоспособности, то она, как правило, финансирует проведение НИОКР.

Регрессионный анализ показал, что расходы на НИОКР не связаны ни с текущим, ни с прошлым финансовым положением, ни даже с ухудшением финансовой составляющей в результате кризиса. В то же время мы обнаружили, что менее всего склонны отказываться от финансирования НИОКР те фирмы, для которых существенна конкуренция с иностранными производителями.

Существующий уровень расходов на НИОКР оценивается руководителями компаний как неудовлетворительный. Разрыв между оптим

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама