Параллельный Дисней

Книги
Москва, 21.12.2009
«Эксперт» №49 (686)
Действие большинства романов Владимира Лорченкова разворачивается в родной ему Бессарабии. А его фирменные приемы — черный юмор, жесткие диалоги и бесшабашность в стиле Кустурицы

В «Большом куше» все происходит в детском парке аттракционов — кишиневском варианте Диснейленда. На первых ролях — персонажи диснеевских мультиков, а точнее, люди, скрывающиеся под масками сказочных существ. Главный герой, тридцатилетний лоботряс и алкоголик Крошка Енот, мечтает о малолетней Белоснежке, но довольствуется потрепанной жизнью Матушкой Енотихой. Пьет и откровенничает со стариком Снуппи-Догом, получает нагоняи от Директора и завидует «настоящему пацану» Микки-Маусу, который пользуется популярностью не только у гуляющей с похотливыми мамашами детворы, но и у прекрасной Белоснежки… И вроде все просто: рабочие будни с накатами житейской меланхолии, любовь со вздохами... Пока не начинается лорченковский постмодернистский беспредел, оторваться от которого уже невозможно. Все это так и хочется назвать живой прозой. Живой — в смысле захватывающей, заставляющей то смеяться в голос, то впадать в сентиментально-лирическое. Тут и коварный план рейдерского захвата, и директор-педофил, и собака-убийца, и кровь литрами, и сперма реками, и поиски самого себя.

Вообще же, эта книга о мечте и о том, что мы в погоне за ней можем перевернуть мир, чтобы вдруг нечаянно обнаружить, что и мечты, и счастье — рядом, у нас под боком. О том, как важно в жизни вовремя опознать того самого «своего и единственного человека», а не заниматься погоней за химерами.

Писателя уже не раз называли «Кустурицей от литературы», очевидно, за ту наивную тарабарщину, которую несут его герои-молдаване, и балканскую бесшабашность, присущую им, как и персонажам фильмов сербского режиссера, и, конечно, за абсолютную кинематографичность его романов, где каждую главу легко представить кадрами фильма. А еще за то, что он, как и любой художник, прорисовывает в героях романов черты собственного характера. В одних произведениях выступает молодым журналистом — автор окончил журфак и 11 лет работал по профессии. В «Большом куше» — Крошкой Енотом, открывающим в себе талант писателя. Рассылая в издательства синопсисы несуществующих романов в начале книги (но существующих в действительности и принадлежащих перу автора), Енот тайком от мира, да и самого себя, действительно пишет Большой Роман в середине и даже «огребает за него кучу бабок» в конце. Правда, и цена успеха получается уж сильно забористой: потеря близких, неудачный брак и, как следствие, — одиночество.

Удивительные сатирические портреты — одно из главных достоинств книг Лорченкова. В этом его уже можно назвать мастером и уподобить, к примеру, Гоголю или Зощенко (хотя сам он предпочитает сравнения с Джулианом Барнсом). Случается, конечно, смех сквозь слезы, однако злая ирония автора касается не только соотечественников, но и самого себя. Адекватность восприятия собственного «я» — редкое для литераторов качество. Тем ценнее кажется личный опыт, перенесенный им на страницы книг, и тем весомее кажутся забавные «вредные» советы, щедро раздаваемые писателем и в романах, и в интервью. К примеру, всем желающим заняться литературой «в хорош

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама