Скромный ажиотаж

Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

Декабрь — месяц ожидаемого роста потребительской активности и распродаж. Обычно в это время люди сметают с полок продукты питания и напитки, косметику и парфюмерию, новогодние подарки и мелкую бытовую технику и электронику. В нынешнем декабре продажи этих товаров выросли на десятки процентов относительно предыдущих месяцев. Однако традиционно декабрь был и временем пиковых продаж товаров длительного спроса — на волне потребительского ажиотажа продавцы предлагают выгодные условия. Но в этом году им не удалось заманить покупателей, которые в кризис стали беднее либо просто не хотят тратить деньги.

Продает тот, кто строит

В прошлом году за две недели до Нового года многие застройщики, остро нуждавшиеся в деньгах, резко скинули цены на квартиры. Скидки доходили до 50%, поэтому активные продажи шли до 31 декабря. «На рынке элитного жилья вносились авансы, кэш несли в сумках, потому что метр на Остоженке отдавали по 10 тысяч долларов вместо докризисных 20 тысяч», — рассказывает директор по проектам Kirsanova Realty Ирина Егорова. Предновогодние акции устраивали продавцы жилья бизнес-класса, панельных домов, загородной недвижимости. В довесок к квартирам и коттеджам они предлагали клиентам машины, турпутевки, клубные карты и прочие радости жизни.

В этом году никакого предпраздничного ажиотажа не наблюдается. Застройщики скупы на подарки и предлагают лишь скидки в размере 10–15%, да и то не в рамках широко разрекламированных предпраздничных программ, а в индивидуальном порядке. Некоторые игроки рынка элитного жилья — девелоперы нишевых либо крупных проектов комплексной застройки — вовсе закрыли продажи до конца новогодних каникул.

Некоторые подмосковные девелоперы предлагают покупателям «выгодные условия рассрочки». Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство предложений — фикция. Рассрочка предоставляется на 12–18 месяцев (или до сдачи объекта госкомиссии), условие ее получения — внушительный первоначальный взнос (от 30% стоимости жилья). Проценты, под которые предоставляется рассрочка, колеблются от 1 до 1,5% в месяц на остаток задолженности. То есть в сумме набегает 12–18% годовых, что сопоставимо с рыночными условиями кредитования.

Сами застройщики объясняют негибкую стратегию продаж тем, что компании сумели нащупать оптимальную цену, достаточную для обслуживания кредитов и стройки. В условиях низкого, но стабильного спроса они не видят смысла менять тактику. «Более того, залогом успешных продаж является рост цены. Ведь, увидев снижение цен, покупатели могут отложить покупку до следующей праздничной распродажи», — размышляет директор по маркетингу и продажам компании «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин.

Впрочем, есть еще несколько причин, объясняющих непривычное предновогоднее затишье. Во-первых, крупные компании, в прежние годы «заводившие» рынок своими акциями, теперь не в состоянии гибко реагировать на рыночную конъюнктуру из-за жесткого контроля над рекламными бюджетами со стороны банков-кредиторов, ставших акционерами строительных ф

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама