ВАСО встает на крыло

Спецвыпуск
Москва, 21.12.2009
«Эксперт» №49 (686)
Воронежский авиазавод выбирается из длительного периода застоя: на предприятии вновь налажено серийное производство самолетов

В эти декабрьские дни на стапелях Воронежского авиационного завода завершают сборку очередного реактивного среднемагистрального лайнера Ан-148-100, работы над которым ведутся в сотрудничестве с украинским АНТК «Антонов» и киевским государственным авиазаводом «Авиант». Первые 12 машин новой серии предназначены для ФГУП ГТК «Россия» (передача первого лайнера состоялась в октябре).

Ан-148 стал первой серийной машиной, запущенной в производство после распада СССР, на всем постсоветском пространстве. И то, что это произошло именно в Воронеже, можно считать символичным. Судьба здешнего авиазавода, построенного в 1932 году, типична для российского авиапрома. Вот ее основные вехи: довоенные годы — перелет Чкалова и Громова на воронежском АНТ-25; военные годы — выпуск легендарного штурмовика Ил-2; далее — первые пассажирские «Анны» и первый сверхзвуковой Ту-144 (наш ответ «Конкорду»); 70-е годы — первый советский широкофюзеляжный лайнер Ил-86; 90-е годы — Ил-96, затем — обвал производства.

В то время Воронежский авиазавод — гигантское градообразующее предприятие на левом берегу реки Воронеж, на котором в лучшие времена трудилось почти 40 тыс. человек (сегодня около 9 тыс.). Долгие годы завод выживал благодаря обслуживанию ранее выпущенных Ил-86, производству побочной продукции (речные катера и запчасти к сеялкам и комбайнам) и мелкосерийному выпуску широкофюзеляжных Ил-96 в пассажирском и транспортном вариантах. Одним из основных заказчиков этих пассажирских машин стала ГТК «Россия» — российский президент летает на Ил-96-300ПУ, три лайнера поставлены на Кубу, один из них — для обслуживания президента Рауля Кастро.

Нормальная работа заводского конвейера была рассчитана на выпуск 12–15 ши­ро­ко­фюзеляжных машин в год, однако реальный объем производства составлял в лучшем случае два-три лайнера. При этом завод по-прежнему оставался одним из крупнейших налогоплательщиков области, отчисляя в областную казну до миллиарда рублей ежегодно.

Но с 2007 года в Воронежском авиастроительном обществе (ВАСО) начали ощущать позитивные перемены. К этому времени практически завершилась интеграция завода в Объединенную авистроительную корпорацию (ОАК) и было окончательно отлажено взаимодействие с таким ее важнейшим подразделением, как лизинговая компания ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), созданная государством для поддержки отечественного авиапрома и зарегистрированная, кстати, в Воронеже. Сегодня уставный капитал «Ильюшина» превышает миллиард долларов, а 38% акций, находящихся в федеральной собственности, включено в уставный капитал ОАК. Другими основными акционерами ИФК по состоянию на начало нынешнего года были Мин­имущества РФ, группа Национальной резервной корпорации и Внешэкономбанк.

В минувшем августе на очередном авиасалоне МАКС ИФК заключила соглашения на поставку 64 самолетов, которые предстоит произвести в Воронеже, 59 из них — это Ан-148 в различных модификациях. В списке заказчиков — авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», «Владивосток-Авиа» и «Саратовски

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама