Будем работать лучше

Русский бизнес
«Эксперт» №4 (690) 1 февраля 2010
Саратовский производитель мебели для кухни компания «Мария» хочет сохранить стратегию активного роста на федеральном рынке. Усилить продвижение предполагается за счет принципиального улучшения сервиса и создания уникальных моделей
Будем работать лучше

«Кризис закончился» — руководители многих отечественных компаний не спешат говорить эти долгожданные слова. Поэтому нас несколько удивило, что одним из первых в предпринимательском сообществе их произнес представитель мебельной индустрии, генеральный директор саратовской мебельной компании «Мария» Ефим Кац. Ведь мебельщикам, продающим товар не первой необходимости и завязанным на рынок жилья, в кризис пришлось очень нелегко — продажи, по самым пессимистичным оценкам, сократились вдвое. Сегодня спрос на мебельном рынке остается крайне низким, и о его заметном восстановлении в ближайшее время мебельщики даже не мечтают. Тем не менее очевидно, что быстрее других после рецессии восстановятся те предприятия, которые успели до кризиса создать технологичное производство и бренд, завоевавший известность на федеральном рынке. Таких компаний единицы, и саратовская фабрика «Мария», производящая мебель для кухни, — одна из них.

Фабрика входит в число самых динамичных предприятий отечественного мебельного рынка: на протяжении нескольких предкризисных лет ее обороты ежегодно увеличивались более чем на 60%. По словам Игоря Подстольного, генерального директора мебельной консалтинговой компании SMP Consult, за 2008–2009 годы «Мария» по этому показателю опережала остальных производителей кухонной мебели. Будучи региональным игроком, «Мария» смогла закрепиться на московском рынке, где сегодня у нее 23 студии продаж мебели.

Причин стремительного успеха саратовской компании несколько. Это и выбор мебельного сегмента: кухни — всегда востребованный, технологичный и потому недешевый товар. И созданная на предприятии гибкая технология производства, сочетающая собственные мощности, использование комплектующих ведущих российских и западных производителей и производство мебели по аутсорсингу. Наконец, ставка на рост бизнеса, развитие продаж по всей стране и продвижение собственного бренда — большая редкость для отечественного мебельного рынка. По словам Ефима Каца, кризис стратегически не поменял планы компании — она по-прежнему нацелена на рост и развитие. Однако теперь будет уделять больше внимания технологиям продаж и сервису.

 

— С каким результатом вы закончили 2009 год?

— По итогам 2009 года мы в объемах не потеряли. А в деньгах наш оборот даже вырос. Правда, в большей степени это связано с девальвацией, но все равно рост.

— Вы как-то почувствовали кризис?

— Еще как! До кризиса в течение восьми лет мы росли процентов на 65 в год, при том что рынок мебели для кухонь увеличивался на 30 процентов. Как нам кажется, спрос на наши кухни достаточно плотно привязан к рынку недвижимости. По нашим подсчетам и опросам, процентов 60–70 кухонь клиенты покупали для новых домов и квартир. Объем продаж квартир в кризис, по моим ощущениям, уменьшился раза в два-три. Рынок мебели для кухонь, по самым пессимистичным оценкам, сократился раза в два. Основной провал спроса был в конце февраля и в марте 2009 года. До этого работал отложенный спрос — к нам приходили клиенты, купившие квартир

Мебельная фабрика «Мария» была образована в 1999 году в Саратове.

На данный момент производственная (вместе со складской) общая площадь фабрики составляет 32 тыс. кв. метров. Розничная сеть компании насчитывает 250 студий, расположенных по всей территории России и в некоторых других странах (Казахстан, Белоруссия, Монголия). 35 мебельных студий входит в собственную розничную компанию МФ «Мария» (Саратов, Балаково, Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург). Оборот компании в 2009 году составил 1,14 млрд рублей.