Вернуть госзакупки из зазеркалья

Экономика и финансы
«Эксперт» №8 (694) 1 марта 2010
Принятие и применение 94-ФЗ привели к тому, что госзакупки состоялись как институт. Однако упрощенное представление об экономической реальности, положенное в основу 94-ФЗ, породило серьезные проблемы для добросовестных госзаказчиков и поставщиков
Вернуть госзакупки из зазеркалья

25 февраля рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело конференцию «94-ФЗ: как улучшить закон», посвященную обсуждению существующих правил и процедур проведения государственных закупок, заданных Федеральным законом 94 от 2005 года. На конференции был представлен доклад ГУ-ВШЭ «Система госзакупок: на пути к новому качеству», посвященный проблемам и болевым точкам законодательства и деловой практики в области госзакупок, а также совершенствованию данной сферы. Мы публикуем извлечения из этого доклада, отобранные редакцией «Эксперта», а также мнения и комментарии специалистов, работающих в сфере госзакупок.

Прошло четыре года с момента вступления в силу 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это была одна из наиболее радикальных реформ второй половины 2000-х годов, затронувшая массу экономических агентов государства и частного сектора. Однозначно позитивный результат реформы — госзакупки состоялись как институт. До 2005 года в данной сфере законодательство носило рамочный характер, в реальности никак не ограничивавший произвол госзаказчиков. Однако практика правоприменения 94-ФЗ продемонстрировала его существенные несовершенства.

Разработчики 94-ФЗ стремились к созданию универсальной, легко управляемой и легко контролируемой системы государственных закупок. Однако из теории управления известно, что управляющая система не может быть проще, чем объект управления. Поэтому неудивительно, что попытки использовать удобный для регулятора набор простых процедур применительно ко всем закупкам, включая технически сложные, инновационные и уникальные товары, работы и услуги, обернулись серьезными проблемами и издержками для добросовестных поставщиков и госзаказчиков.

Мы попытались выделить актуальные проблемы регулирования госзакупок и наметить направления дальнейшего развития нового института.

Прокрустово ложе

94-ФЗ был принят в июле 2005 года и вступил в силу с начала 2006 года. Закон получил значимую политическую поддержку, его внедрение сопровождалось существенным расширением масштабов государственных закупок: с 2006-го по 2008 год по стоимости объемы госзакупок выросли в два раза — с 1922 млрд до 3981 млрд рублей, существенно опережая динамику ВВП.

Однако практически с момента вступления закона в силу начались серьезные проблемы с его исполнением. Так, по данным мониторинга, проводимого Институтом госзакупок ГУ-ВШЭ, в 2006 году нарушения процедур, предусмотренных 94-ФЗ, отмечались более чем в 80% проведенных закупок, в 2007 году этот показатель снизился до 60%, но в дальнейшем до настоящего времени он практически не менялся.

На стадии формирования заказа в числе наиболее серьезных заказчики отмечали следующие проблемы.

Невозможность гарантировать надлежащее качество закупки за счет одной только детализации технического задания. Такая проблема отсутствует в отношении массовых стандартизированных товаров. В то же время она особенно остра для тех товаров/работ/услуг, каче

С полной версией доклада ГУ-ВШЭ можно ознакомиться в интернете на странице http://hse.ru/science/reports