Битва за рейтинг

Культура
Москва, 15.03.2010
«Эксперт» №10 (696)
Что 82-й «Оскар» изменил в кинематографе и индустрии развлечений

Церемонию вручения премий Американской киноакадемии «Оскар» в этом году посмотрело больше зрителей, чем удавалось набрать последние пять лет: больше 41 миллиона — это серьезно. Более того, это победа. О других победах или поражениях в этом контексте говорить как-то глупо. Как наивны те, кто отслеживал сообщения о триумфе скромной антивоенной ленты «Повелитель бури» над многомиллионным блокбастером «Аватар», кто радовался первому в истории кино режиссерскому «Оскару», присужденному женщине — Кэтрин Бигелоу, наконец-то восторжествовавшей над своим экс-супругом Джеймсом Кэмероном! Радоваться надо было по другому поводу. «Оскар» опять в чести. Его опять смотрят. Как «Аватар» оторвал зрителя от уютного экрана телевизора (или, того хуже, от компьютерного монитора) и вернул его в кинотеатры, так «Оскар»-2010 вновь заставил уверовать в значимость кинематографических рейтингов и призов.

В предыдущие два года дела обстояли совсем кисло. «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла (все основные «Оскары» 2009 года) — симпатичнейшая комедия, сделанная бойкой британской командой по проверенным индийским лекалам, но все-таки кино далеко не общего пользования. В 2008-м все было и того печальнее: хоть «Нефть» Пола Томаса Андерсона и «Старикам тут не место» братьев Коэнов критики небезосновательно провозгласили шедеврами, наблюдать за их соревнованием на премиальной арене было интересно сравнительно небольшой аудитории. На сей раз Коэнам указали на их место: у прохода, но без шансов выйти на сцену за статуэткой. Их «Серьезный человек» был выдвинут по двум центральным номинациям, и картина по художественным качествам превзошла пресловутых «Стариков…», но наград братьям-гениям не досталось.

Внимание камер было приковано к двум другим персонажам, бывшим супругам и нынешним соперникам: Кэтрин Бигелоу и Джеймсу Кэмерону. У «Повелителя бури» и «Аватара» было поровну номинаций: по девять упоминаний. Победи «Аватар» — и никто бы не удивился (собственно, чуть ранее эта картина уже получила букет «Золотых глобусов»). Проигрыш, однако, выглядел не менее логично. Во-первых, у Кэмерона все давным-давно есть. Во-вторых, он и так снял самый кассовый фильм в истории. В-третьих, по-мужски благородно уступить награды — хоть и не от него это зависело — бывшей жене и девушке-красавице, выглядящей в свои 58 максимум на 35. Не стоит преувеличивать революционность этого момента: «победа маленького независимого фильма над мощной студийной машиной» — испытанная версия мифа об американской Золушке, мелодраматически привлекающая те слои населения, которые в жизни не пошли бы за свои деньги смотреть социально значимую и документально-художественную драму о саперах в Ираке. «Аватар» или «Повелитель бури»? Неважно было, кто кого сборет. Было принципиально столкнуть их на едином поле, изящно намекнуть на разорванные матримониальные отношения двух основных номинантов и заставить народ следить за интригой.

Хотя и преуменьшать тоже незачем. Все-таки «Оскар» — лучшая рекламная стратегия для малобюджетного (и

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (696) 15 марта 2010
    Будущее Евросоюза
    Содержание:
    Союз неравных

    Бюджетный кризис в Греции и ряде других европейских стран со всей остротой поставил вопрос о необходимости политической интеграции в рамках ЕС. Но политическая интеграция неизбежно приведет к нарастанию неравенства между европейскими государствами

    Реклама