Утонувшие верфи

Международный бизнес
Москва, 15.03.2010
«Эксперт» №10 (696)
Судостроительная отрасль Германии тяжело переживает последствия мирового экономического кризиса. В ближайшие два года работу может потерять каждый второй занятый на немецких верфях

10 тысяч уволенных, или сокращение 50% рабочих мест — такая неутешительная перспектива ожидает немецкие верфи в ближайшие два года, предупреждает Союз немецких судостроителей (VSM). Судостроительная отрасль Германии в полной мере испытала на себе удар экономического кризиса и до сих пор не может оправиться от его последствий.

За полтора года кризиса о банкротстве объявили шесть верфей ФРГ — Cassen, Lindenau, Nessewerft, SMG, SSW, Wadan. В текущем году этот список могут пополнить новые верфи-банкроты. «Мы пока не видим конца череде банкротств», — предупредил представителей отрасли глава гамбургской верфи Blohm & Voss Херберт Али, выступая в конце февраля на торжественном обеде по случаю 125-летия основания VSM. Неутешительный прогноз менеджера вызван тем, что после резкого сокращения объем заказов так и не начал восстанавливаться.

Фактически коллапс

В 2008 году немецкие судостроители получили всего лишь 46 заказов на строительство новых кораблей — почти в два раза меньше, чем за год до этого. В прошедшем же 2009 году, по данным VSM, объем заказов упал до нового минимума — 12 кораблей.

Ситуацию усугубляют устоявшиеся в отрасли деловые традиции — при размещении заказа заказчик вносит лишь 20% предоплаты, а окончательную оплату судна производит лишь непосредственно перед его получением. Раньше можно было финансировать текущие работы за счет кредитов, но сегодня займы для верфей практически недоступны либо слишком дороги. Угроза отзыва заказов и последующего банкротства верфи заставляет банки поднимать ставки для судостроителей. Отрасль фактически осталась без ликвидности. По сравнению с 2007 годом, когда оборот немецких верфей составлял 4,4 млрд евро, сегодня он сократился более чем в десять раз — до 387 млн евро.

Нельзя сказать, что нынешняя катастрофа пришла неожиданно. Отрасль, дающая работу 20 тыс. человек, переживала трудности и до наступления экономического кризиса. Так, в 2002 году банкротство пережила верфь Flender в Любеке, специализировавшаяся на производстве крупных паромов и дававшая работу 800 сотрудникам. В 2005 году после длившейся больше года процедуры банкротства чудом удалось выйти из кризиса верфи Lloyd в Бремерхафене — верфи удалось договориться с кредиторами о компенсации 30% долгов, и процесс банкротства был остановлен. Но эти тревожные звонки оставались незамеченными на фоне экономического бума. Мало кто прислушивался к голосам экспертов, предупреждавших, что немецкие верфи, многие из которых сделали ставку на производство контейнеровозов, рано или поздно проиграют ценовую конкуренцию куда более дешевым, но не менее качественным корейским производителям. Так и произошло: во время кризиса ценовое соревнование с производителями из Восточной Азии оказалось для немцев гибельным.

Около 75% продукции немецких судостроителей уходило до кризиса на экспорт, и значительную часть этого объема составляли контейнеровозы и другие грузовые суда. Но именно отрасль морских грузоперевозок кризис затронул наиболее сильно. Крупнейшие порты мир

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (696) 15 марта 2010
    Будущее Евросоюза
    Содержание:
    Союз неравных

    Бюджетный кризис в Греции и ряде других европейских стран со всей остротой поставил вопрос о необходимости политической интеграции в рамках ЕС. Но политическая интеграция неизбежно приведет к нарастанию неравенства между европейскими государствами

    Реклама