В ожидании потребителя

Спецвыпуск
Москва, 15.03.2010
«Эксперт» №10 (696)
Из-за кризиса рынок страхования, связанного с кредитованием, сократился вдвое. Но падение дало время подготовиться к будущему росту потребительской активности населения, качественно изменив взаимоотношения банков и страховых компаний в этой сфере

До недавнего времени одним из самых привлекательных видов деятельности для российских страховщиков было страхование, связанное с кредитованием, прежде всего с автомобильным и ипотечным.

Объем рынка страхования, связанного со всеми видами кредитования, непосредственно зависит от объема выданных кредитов. Финансовый кризис сильно изменил этот рынок. В 2008 году рынок банковского страхования составил 90 млрд рублей, причем на розничные виды страхования — автокредитование, ипотечное кредитование и страхование жизни и здоровья при выдаче потребительских кредитов — пришлось 80% (около 72 млрд рублей). Точных данных за 2009 год еще нет, но уже понятно, что объемы страхования, связанного с кредитованием, изменились пропорционально падению объемов выдаваемых кредитов. Сильнее всего пострадало ипотечное кредитование (объемы сократились в несколько раз), автокредитование потеряло порядка 50%, потребительское кредитование сократилось, по разным оценкам, на 10–20%. По оценке аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», сборы по страхованию, связанному с кредитованием, в 2009 году уменьшились на 50%.

Эффект встряски

«С одной стороны, страховые компании теряют объем, с другой — качество страхователей и их отношение к застрахованному имуществу улучшается, что в целом дает позитивный эффект», — полагает Виктор Маевский, директор департамента партнерских продаж в автостраховании ООО «СК “Цюрих”». Ощущение, что страховые премии падают с неба как манна небесная, которое страховщики испытывали в период кредитного бума 2007–2008 годов, прошло, и они начали совершенствовать свои бизнес-процессы, страховые продукты, менеджмент. А банки стали более тщательно подходить к выбору программы страхования залогов, определения объема страховой ответственности, подбору надежного партнера-страховщика для сокращения кредитного риска. Кроме того, за счет страхования увеличивается и комиссионный доход банков. «В результате банки воспринимают страхование как дополнительный источник прибыли и уделяют внимание его продвижению. Банкострахование еще недостаточно развито в России, и страховые компании имеют огромный потенциал на этом рынке», — считает Елена Белоусенко, заместитель генерального директора РОСНО. В ряде банков страхование при кредитовании стало практически обязательным, то есть кредит без страховки обходится клиенту дороже, нежели со страховкой (в связи с увеличением процентной ставки или комиссии за выдачу кредита клиентам, отказавшимся от страхования).

Критерии отбора

Несмотря на идеалы свободной конкуренции, участники российского страхового рынка настолько различны по уровню надежности и качеству предоставляемых услуг, что от проблемы аккредитации банками страховых компаний не уйти. Наличие параметров отбора воспринимается большинством страховщиков как естественная ситуация, вполне соответствующая реалиям сегодняшнего рынка. «Уход с рынка большого числа страховых компаний в прошлом году вынудил более тщательно подходить к выбору партнеров не только клиентов, но и банки.

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (696) 15 марта 2010
    Будущее Евросоюза
    Содержание:
    Союз неравных

    Бюджетный кризис в Греции и ряде других европейских стран со всей остротой поставил вопрос о необходимости политической интеграции в рамках ЕС. Но политическая интеграция неизбежно приведет к нарастанию неравенства между европейскими государствами

    Реклама