Терминал у дома

Русский бизнес
«Эксперт» №12 (698) 29 марта 2010
Рынок бытовой техники подводит итоги кризиса. На фоне падения спроса и предбанкротного состояния некоторых крупнейших ритейлеров в розницу приходят новые игроки, готовые предложить покупателю больше удобств
Терминал у дома

Торговля бытовой техникой, в докризисные годы бывшая одной из самых динамичных сфер потребительского рынка, в кризис оказалась среди лидеров падения: по оценке Российской ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, в прошлом году объем рынка бытовой и электрической техники сократился на 28–30%, до 11,8–12 млрд долларов против 16,5 млрд в 2008 году. Участники рынка заявляют, что предвидели такой вариант развития событий еще осенью 2008 года, однако воспользоваться кризисом для усиления своих позиций смогли немногие.

В долговой яме

Среди ведущих игроков отрасли больше всех пострадала сеть «Мир», проходящая сейчас процедуру банкротства. Причина — большой внешний долг, 1,14 млрд рублей, что превышает стоимость активов самой компании. Для спасения тонущего бизнеса руководство сети еще в прошлом году начало распродавать активы, в результате чего количество ее магазинов упало почти вдвое — с 70 до 48. Месяц назад были закрыты все 18 магазинов московского дивизиона, а 30 магазинов, работающих в регионах, распродают складские остатки.

В критическом состоянии находится и другой флагман рынка — «Техносила». Причина та же — объем внешнего долга, по оценкам, составляет 400–420 млн долларов, что в шесть раз больше показателя EBITDA. Из-за отсрочек платежей поставщикам до 120–180 дней они не торопятся отгружать сети товар, тем самым урезая ее денежный поток и усложняя ситуацию с кредитными выплатами. Половина суммы долга — долг перед МДМ-банком, в залоге у которого находится 49% акций сети; банк уже ищет покупателя на этот пакет. По информации из банковской сферы, ритейлер ведет переговоры о трехлетней реструктуризации долгов по минимальным ставкам. «Скорее всего, МДМ-банк, если не найдет покупателя, будет продлевать кредит, а сеть будет гасить его после восстановления рынка», — считает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.

Руководство «Техносилы» также занято поиском стратегического инвестора. По мнению вице-президента компании по стратегическому развитию Леонида Тюкавкина, состояние ее сложное, но не безнадежное. В докризисные годы компания имела самую высокую рентабельность, которая на пике, в 2007 году, достигла 8,5% благодаря умеренным расходам на персонал, а также учету в структуре доходов дополнительных денежных поступлений от банков, кредитующих клиентов. По имеющимся данным, в 2008 году этот показатель упал до 6% и, скорее всего, в 2009 году тоже снижался. Параллельно с поиском инвестора компания принимает антикризисные меры. В прошлом году сеть закрыла шесть региональных складов из восьми. Сейчас она договаривается с поставщиками об уменьшении отсрочки по платежам до 90–120 дней. Правда, что касается сообщений СМИ о тотальном сокращении «Техносилой» торговых площадей, то в компании это категорически опровергли.

Кредит в обмен на акции

С высокой долговой нагрузкой встретил кризис и лидер рынка «Эльдорадо». Но долги не отразились на бизнесе компании: в конце января стало известно, что основатель сети Игорь Яковлев переда