Балет открывает границы

Культура
«Эксперт» №14 (700) 12 апреля 2010
Фестиваль Dance Open, с 2001 года ежегодно проходящий в Петербурге, на этот раз оказался международным не только по официальному статусу — он заявил о стремлении занять собственное место в балетном мире
Балет открывает границы

Несмотря на статус одной из мировых балетных столиц, Санкт-Петербург до недавнего времени существовал в размеренном провинциальном режиме. На протяжении 2000-х только Мариинский театр несколько раз в сезон взрывал банальность обыденной жизни. Десяток других балетных компаний города ловко вешали ярлычки премьеры на «Щелкунчиков» и «Баядерок», словно наструганных под копирку. Из этого же разряда долгие годы был и международный фестиваль Dance Open, примостившийся буквально под боком гиперуспешного проекта «Мариинский» — фестиваля, за несколько лет своего существования превратившегося в гвоздь балетного сезона.

Конкурировать с «Мариинским» Dance Open даже не пытался — первые годы он был сосредоточен на учебной программе. Ученикам всех профессиональных уровней и возможностей предлагалось несколько дней поточить мастерство под руководством знаменитых педагогов и танцовщиков вагановской школы (разумеется, основное место их работы — Мариинка), совместив мастер-классы с посещением фестиваля «Мариинский». Наверняка спектакли с участием Лопаткиной, Вишневой, Малахова, Стифела, Летестю, Кобборга для стажеров, значительную часть которых составляли студенты из российских провинциальных школ, были не менее поучительны, чем несколько дней профессиональных занятий.

Dance Open кардинально сменил имидж в преддверии своего десятилетия. Его образовательная часть осталась неизменной. Тем не менее на широкую публику фестиваль теперь рассчитан не меньше, чем на студентов. Настоящий ажиотаж вызвали его концерты и учреждение собственного международного балетного приза: до этого фестиваль «Мариинский» единолично формировал в городе представление о том, что такое современный уровень мировой хореографии и кто составляет команду лидеров среди танцовщиков.

В год 100-летия со дня рождения членов великой ленинградской балетной четверки каждому из них — Галине Улановой, Татьяне Вечесловой, Константину Сергееву, Вахтангу Чабукиани — был посвящен персональный вечер. В честь кумиров ушедших выступали нынешние. Но современные танцовщики, загнанные в рамки репертуара полувековой давности, предсказуемо проигрывали в ролях, заточенных под индивидуальности предшественников. Поражение подчеркивали архивные кинозаписи: после аморфного «живого» Танца басков из «Пламени Парижа» экранный Чабукиани, идя на штурм Тюильри, поднял в зале стоячую овацию. Хотя, если бы Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе, Игорь Колб, Денис Матвиенко вышли в балетах сегодняшних ведущих хореографов, созданных специально для них, балетная реальность не казалась бы будничной. Их выступления смогли бы обезвредить и размашистое панно с изображением четверки юбиляров работы художника Вячеслава Окунева, обрамлявшее сцену, и микрофонное зачитывание пафосных характеристик «четверки». Задав высокую планку своей программой, организаторы Dance Open пока не отполировали детали.

Чтобы увидеть подлинный стиль и уровень современного балета, нужно было прорваться в многотысячный зал «Октябрьский» на финальный гала-концерт фестиваля, по