Коллайдер и другие

Культура
«Эксперт» №14 (700) 12 апреля 2010
Коллайдер и другие

В выставочном пространстве Государственного центра современного искусства открылась выставка номинантов V Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». Это единственная в России премия, на государственном уровне поддерживающая художников (что особенно ценно — молодых), кураторов и искусствоведов.

В экспозицию включены работы российских художников, созданные и представленные на выставках и фестивалях в течение 2009 года, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

Архитектура выставки соответствует основным номинациям конкурса — «Произведение визуального искусства», куда традиционно выдвигаются старейшины художественного цеха; «Кураторский проект»; «Теория. Критика. Искусствознание» (в номинации представляют искусствоведческие исследования и эссе, изданные в 2009 году); «Региональный проект» и «Новая генерация» (для молодых художников).

Главной сложностью, как и главной удачей, нынешней и предыдущих экспозиций была демонстрация работ из главной номинации — «Произведения визуального искусства». Как правило, они либо отличаются масштабностью (как «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского), либо демонстрируются за рубежом («Коллайдер» Полисского построен в Люксембурге, проект «In Situ» Игоря Макаревича и Елены Елагиной экспонировался в залах Kunsthistorisches Museum в Вене). С коллайдером справились достойно: Полисский просто выстроил большую его часть в скромном зале ГЦСИ, создав практически ядро экспозиции. «Для демонстрации произведений Макаревича и Елагиной, как и Николая Полисского, нам надо было бы построить огромные залы и вывезти Брейгеля из венского музея, чтобы показать, как это было прекрасно, — говорит куратор выставки Ирина Горлова. — Поэтому мы представляем работы художников в проекциях, что позволяет проникнуться масштабом, и демонстрируем фильм, снятый Stella Art Foundation. Кстати, отличный пример того, как нужно делать выставки современных художников в классических художественных музеях».

Удачным открытием отборочной комиссии можно назвать и работы практически неизвестных молодых художников — Саши Ауэрбах с инсталляцией «Европейская мастерская» и Семена Мотолянеца и Дмитрия Петухова из Санкт-Петербурга с видео и перформансом «Фигурное катание на мыле».