Кухни без окон и туфли из кожзаменителя

Русский бизнес
Потребительский спрос в стране все еще очень низок. В основном покупатели тратят деньги на повседневные товары и дешевые товары-«антидепрессанты»
Кухни без окон и туфли из кожзаменителя

«Спрос мертв» — эту фразу сегодня можно услышать во многих компаниях, работающих на отечественном потребительском рынке. И, видимо, с таким спросом нашему бизнесу придется жить еще довольно продолжительное время — заметного потребительского оживления отечественные компании ждут не раньше середины-конца 2011 года.

Главный неприятный итог кризиса, на наш взгляд, — практически потеря среднего класса. Сегодня он во многих случаях скатился к дешевому, функциональному потреблению — «без фантазии», как сказал один из наших собеседников. Что предложить новому послекризисному покупателю, привыкшему в прошлом к качеству и брендам, — это, наверное, главная интрига на потребительском рынке в ближайшее время.

Сейчас уже понятно, какими будут потребительские предпочтения в этом и следующем году. Львиная доля всех доходов будет тратиться на товары повседневного спроса. Сегодня мы видим вымывание с магазинных полок качественных товаров с высокой добавленной стоимостью и их заполнение примитивом. Возможно, по мере появления в магазинах более сложных и дорогих продуктов на каждый день можно будет говорить о начавшемся восстановлении спроса.

Еще одной точкой роста потребительской активности становится рынок жилья, правда, пока только в Москве. Сегодня здесь настоящий ажиотаж — сметается дешевое жилье. И это объяснимо: мы имеем дело с отложенным спросом. Люди, сохранившие некоторые сбережения, дождались ценового дна и теперь на низком рынке решили прикупить недвижимость. Когда еще представится такая возможность…

На всех остальных рынках — автомобильном, обувном, одежном, мебельном и проч. — траты будут строго по потребности, по делу. О каком-то импульсивном, эмоциональном поведении покупателей можно забыть, по-видимому, не на один год. Правда, многие наши неудовлетворенные потребности и наше природное умение жить не по средствам никуда не делись. При малейшем восстановлении доходов мы увидим новый виток агрессивного потребления, и вряд ли европейская модель сдержанного потребления станет нашим образцом — даже с учетом уроков кризиса. Просто сейчас денег нет. Желания остались.

Едим не меньше, но дороже

Самый живой сегмент потребительского рынка — товары повседневного спроса: еда, напитки, лекарства, домашняя утварь, средства гигиены и т. д. По данным Nielsen, в 2009 году в России общий объем продаж упакованных товаров повседневного спроса снизился всего на 4% в натуральном выражении, а по стоимости объемы продаж увеличились на 10,6%. Прошлогоднее увеличение затрат домохозяйств на подобные товары отмечает и исследовательский холдинг РОМИР.

Главный итог изменений, происходящих в последнее время в этом сегменте, — трансформация структуры потребления. Так, наиболее пострадавший в кризис средний класс отчасти переместился в дешевую рыночную нишу, практически отказался от брендового потребления и перешел на более дешевые продукты при аналогичном качестве. При этом, отмечает РОМИР, увеличилось количество посещаемых представителями среднего класса торговых точек.

Обесп