Любовь на Октоберфесте

Культура
«Эксперт» №14 (700) 12 апреля 2010
Любовь на Октоберфесте

В конце апреля в Москве и Санкт-Петербурге при содействии посольства Франции пройдут гастроли парижского Театра де ля Вилль. В программе гастрольной недели — «Казимир и Каролина» по пьесе классика австрийской драматургии ХХ века Эдена фон Хорвата, который, как и его современник Бертольт Брехт, был одержим идеей создания нового народного театра. При Гитлере его пьесы были запрещены, а после аншлюса Австрии он эмигрировал во Францию.

Спектакль по пьесе Хорвата, написанной в 1932 году, поставлен недавно назначенным на должность директора Театра де ля Вилль Эмманюэлем Демарси-Мота, одним из самых интересных режиссеров Франции. Обладатель нескольких профессиональных наград, сорокалетний Демарси-Мота свои первые опыты в театре начал еще в середине 1990-х, сплотив вокруг себя группу молодых артистов. Среди его единомышленников — несколько звезд театра и кино, в частности Сильви Тестю и Элоди Буше, лучшие французские актрисы поколения тридцатилетних. Тестю, получившая «Сезара» за фильм «Страх и трепет» Алена Корно, играла заглавную роль в «Казимире и Каролине» на премьере в 2009 году. Призер Каннского фестиваля и дважды лауреат «Сезара» Буше, известная прежде всего по фильмам Жан-Марка Барра «Слишком много плоти» и «Любовники», будет играть Каролину в Москве (23–25 апреля, Театр им. Вахтангова) и Питере (29–30 апреля, Александринский театр).

В России пьесы Хорвата почти не ставились. Причин тому много, но главная — трудности перевода. Хотя бы потому, что в своих пьесах Хорват использовал множество немецких диалектов и языковые особенности различных социальных групп. В этом смысле «Казимир и Каролина» — один из наиболее показательных текстов Хорвата. История любви Казимира и Каролины, молодого шофера и его невесты, развивается на фоне Октоберфеста, который празднуется многоязыкой уличной толпой на мюнхенской ярмарке.

Как пояснил Демарси-Мота во время недавнего визита в Москву, именно в этой особенности пьесы ему видится отражение реалий современной Европы. Другая важная тема пьесы — экономический кризис начала 1930-х, в результате которого только в Германии было почти пять миллионов безработных. Однако, как подчеркивает вся французская пресса, спектакль Демарси-Мота — это не просто образец политического театра, но театра поэтического и синтетического, который демонстрирует потрясающее умение режиссера встраивать политические мотивы в изысканные мизансцены с использованием мультимедиа, световых и звуковых эффектов.