Роберт Уилсон: «Все, о чем вы можете подумать, — правда»

Культура
Москва, 10.05.2010
Театральная звезда Роберт Уилсон о театре и музыке в эксклюзивном интервью журналу «Эксперт»

— Как начиналось ваше сотрудничество с Томом Уэйтсом? Вы были поклонником его творчества?

— В конце семидесятых Том предложил мне попробовать поработать с ним вместе. Надо сказать, на тот момент я был совершенно не знаком с его музыкой. Мы встретились, поговорили, провели вечер на моем чердаке в нижнем Манхэттене, и после этого Том прислал мне свои записи. На них он играл на фортепиано и пел. И я как-то сразу понял, что Том — тот человек, с которым я хочу работать. Но нужно было, чтобы прошло несколько лет, чтобы мы наконец-то сделали «The Black Rider».

— Вы вместе создали три спектакля — «Черный всадник», «Алиса в Стране чудес» и «Воццек». С Уэйтсом легко работать?

— Я не скажу, что легко, но и не скажу, что трудно. Мы с Томом — абсолютные противоположности. Моя работа строится на структурированности, некоторой отстраненности, холодности. А для Тома творчество — нечто более теплое и свободное. Так что, думаю, мы дополняем друг друга. К тому же Том сейчас мой близкий друг. По большому счету, я и не помню точно, кто именно что делал в том или ином спектакле. Над постановкой мы в буквальном смысле работаем вместе. Помимо того что Том — композитор, он еще очень интересно видит все, что должно происходить на сцене. А я делаю какие-то предложения, руководствуясь музыкой. Мы слушаем друг друга, так что это настоящее сотрудничество.

— Для совместной работы с Уэйтсом были выбраны тексты Кэрролла, Бюхнера, с вами работал Берроуз. Как происходил этот выбор?

— Ну, тут все просто. Тексты были выбраны, потому что я подумал: они подходят. Вы знаете, у меня есть ощущение, что все самые важные работы, которые я делал, мои лучшие работы, сами пришли ко мне. В том смысле, что не я их нашел, а они меня.

— Сейчас вы с Уэйтсом начинаете работу над новым мюзиклом…

— Да, и мы пригласили поработать с нами Макдонаха, автора прекрасного фильма «Залечь на дно в Брюгге». Мы решили, что он — тот человек, который сможет нам помочь в этой постановке. Но я, к сожалению, пока не могу вам рассказать никаких особых подробностей. Мы только в самом начале процесса, на стадии разработки концепции мюзикла. И мы надеемся показать то, что у нас получится, уже в следующем году в Париже.

— Подозреваю, что это не единственный ваш проект на сегодняшний день.

— Вы правы, я люблю много работать. Только что в Национальном театре Тайбэя, на Тайване, прошла премьера моего спектакля «1433. Великое путешествие» — сложная постановка, в которой музыкальный театр сочетается с боевыми искусствами, а традиционные барабаны — с джазом саксофониста Ричарда «Дики» Лэндри. Спектакль рассказывает о народном герое, «адмирале Восточных морей» Зенг Хе. Кроме того, я работаю над «Нормой» в Оперном театре Цюриха. Летом буду ставить представление, посвященное тридцатилетию движения «Солидарность» в Гданьске. И еще я принимаю участие в совместном проекте с Массачусетским технологическим институтом.

— Вы работаете по всему миру — можете сказать, чем российские артисты отличаются от артистов из других стран?

— Да, я

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (703) 10 мая 2010
    Производительность труда
    Содержание:
    Управленческие войны и инновации

    Главные исторические вехи смены центров сил в мировой экономике связаны с революциями в менеджменте и ростом производительности труда. Сейчас парадигма поменялась: Китай производит больше всех, обходясь без инноваций в управлении

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    На улице Правды
    Реклама