Информация как двигатель дистрибуции

Русский бизнес
Москва, 24.05.2010
«Эксперт» №20 (705)
В кризис увеличили продажи производители, сумевшие наладить работу дистрибуторов с розницей. Реструктуризация системы продаж последовательно проходит три стадии

На фоне общего падения рынков в кризис некоторые компании смогли сохранить или даже увеличить продажи. За счет чего им это удалось? Один из инструментов — преобразование сферы дистрибуции и продаж. Если первой реакцией бизнеса на сокращение спроса было снижение издержек — мера, как правило, тактическая, то в дальнейшем некоторые компании начали разрабатывать долгосрочные программы повышения эффективности, часть которых связана с системой распределения товара.

Необходимость развития системы дистрибуции как стратегическая задача прямо зависит от степени конкурентности рынка: при очередном превышении предложения над спросом производителям приходится больше, чем раньше, подстраивать свои каналы сбыта под конечного потребителя, так как именно он выбирает товар (производителя товара). Значит, нам необходимо понять, как именно система дистрибуции, или, попросту говоря, система доставки товара до конечного потребителя, должна учитывать его потребности, чтобы соответствовать новым условиям.

Дистрибуция в мировом разрезе

При всех особенностях российского рынка он проходит примерно те же этапы развития дистрибуции, какие проходили и зарубежные рынки. Причем кризис сократил разрыв по уровню конкурентности между Россией и развитыми рынками, а значит, те меры по управлению распределением товара, которые еще вчера были для нас делом отдаленного будущего, сегодня могут оказаться актуальными.

Речь идет о преимущественном развитии розничных продаж по сравнению с оптовыми. По данным исследовательской компании «Альт», в Америке только 20% товаров достигает розницы через дистрибуторов, основную долю составляют продажи в сетевую розницу. В России обратная ситуация: 80–85% товаров проходит через дистрибутора. Примерно так же дела обстоят в Китае. Промежуточное положение занимает Европа: 40% товарооборота там приходится на дистрибуторское звено. Таким образом, вероятный путь развития российского рынка — увеличение прямых продаж и сокращение продаж через дистрибуторов. Самая продвинутая пивная отрасль уже отражает эту тенденцию: многие производители оставили в Москве дистрибуторам роль логистов. Продажи и сбор заказов осуществляют собственные торговые представители компании, а доставку по собранным заказам — дистрибутор. Производители утверждают, что при высоком уровне конкуренции на рынке торговый представитель дистрибутора уже не может качественно продавать ваш товар: обилие торговых марок в структуре его портфеля не позволяет ему уделять достаточного внимания каждой из них.

Итак, наиболее развитая дистрибуция Америки использует высококачественный логистический сервис (многие дистрибуторские компании преобразовались в логистические, часть развивает собственные торговые марки, некоторые стали зарабатывать на рынке продвижения и организации промоакций в каналах продаж), который варьируется по скорости доставки и объему услуг. Производитель мож ет заключать прямые договоры с розничными компаниями, четко обеспечивая сроки поставки товара в магазины. Однако при развитии пря

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (705) 24 мая 2010
    Кузбасс
    Содержание:
    Рельсы без шлагбаума

    Жители Междуреченска перекрыли железнодорожные пути, потому что отсутствуют нормальные отработанные схемы обсуждения проблем властью, бизнесом и работниками

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама